РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ( ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ) Педагог-психолог: Хребченкова О.Н. Астрахань 2024г. Пояснительная записка Составлена на основе авторской программой «Я – подросток. Программа уроков психологии», автор Микляева А. В., авторской программой «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» автор Локаловой Н.П., авторской программой «Развитие познавательных способностей учащихся» 5-8 классов для общеобразовательных учреждений автор Криволапова Н.А. Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий внеурочной деятельности составлена на основе: 1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)», 3. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования». 4. федеральной Приказ Минпросвещения России от 24.11. 2022 г. « Об утверждении адаптированной основной программы с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) зарегестривавано в Минюсте России 30.12.2022г. 5. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.; 6. Конвенции о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года; 7. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года; 8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993). 9. Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор В.В. Воронкова, допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2013 г 10. Положения ооб организации внеурочной деятельности обучающихся (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П) Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами коррекционного курса. Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций городской ПМПК, результатов обследования учащихся в начале учебного года. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. У умственно отсталых учащихся выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. Цель программы: обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью полифункционального и формирование представления об правильного окружающей многогранного действительности, способствующего оптимизации психического развития умственно отсталого ребенка и более эффективной социализации в обществе. Задачи программы: • Развивать психические процессы: память, мышление, речь, воображение, восприятие. • Корригировать отклонения в познавательном развитии у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. • Обогатить чувственный познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи. • Формировать интерес и эмоционально – положительное отношение к окружающей действительности, широкую ориентировку в окружающем предметном мире; - диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); - формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации; - развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивнозащитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей). Программа построена на следующих принципах: 1. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка. 2. Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. 3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. 4. Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник. 5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. 6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному. 7. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне. В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы: - реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика; - наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии нарушенного развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности; - учет особенностей развития каждого ребенка; - предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; - создание условий по охране и укреплению здоровья детей; - формирование мотивационной готовности к обучению; - развитие и корррекция высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь); - развитие и коррекция произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия; - коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы; - коррекция детско-родительских отношений. К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей с УО относятся: введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье; разработка и реализация педагогических технологий (диагностико- информационных, образовательных, коррекционных, реабилитационных); расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям; Планируемые результаты Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося): положительное отношение к школе; принятие социальной роли ученика; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. родителей и других людей. контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации. Познавательные УУД: выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике. использовать элементы причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Коммуникативные УУД: оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Форма работы: групповая, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога или в классных кабинетах. Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития УУД у детей с УО. Определить результативность проведенной работы поможет мониторинг развития УУД, который будет проведен в конце учебного года. Результаты исследования помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная цель и были ли решены поставленные задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходим СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов 5 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час 6 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час 7 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час 8 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час 9 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час Содержание программы 5 класс (34 часа на учебный год) Знакомство. Рефлексия собственных личностных качеств, игры и упражнения, направленные на снижение внутреннего напряжения. развитие внимания (переключение), мышления (синтез, анализ через синтез). Какие мы разные. Рефлексия чувств, развитие пространственных представлений. Развитие мышления (гибкость, анализ через синтез). Игры и упражнения. Я узнаю себя. Рефлексия личностных качеств. Развитие внутреннего плана действий. Развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ). Игры и упражнения. Я – ромашка. Рефлексия личностных качеств. развитие мышления (установление закономерностей, гибкость). Игры и упражнения. Что я чувствую. Рефлексия собственных чувств. Развитие мышления (установление закономерностей, установление сходства, противоположности, различия). Какие слова легче? Виды вербальных реакций. Развитие внимания (устойчивость), мышления (гибкость), вербального мышления. Делаем вместе. Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности), вербального мышления (определение понятий), умения различать разные формы поведения. Игры и упражнения. Сравниваем понятия. Развитие внутреннего плана действий, логического мышления (установление отношений между понятиями), эмоциональной сферы. Игры и упражнения. Творчество. Развитие воображения, логического мышления (деление понятий). Рефлексия собственных личностных качеств. Игры и упражнения, направленные на развитие воображения. Суждения. Развитие воображения. Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений). Рефлексия личностных качеств. Определение вида суждения. Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов. Переворот фигур. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие логических форм вербального мышления. развитие перцептивно-эмоциональной сферы. Учимся рассуждать. Развитие внимания, логических форм вербального мышления. Тренинг поведения в конфликтных ситуациях. Игры и упражнения, направленные на развитие внимания. 6 класс (34 часа на учебный год) Классификация, сравнение понятий. Словосочетания Правила классификации. Отношения между понятиями. Существенные и несущественные признаки. Смысловые словосочетания. Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задачи и развивающие игры. Конструирование на плоскости и в пространстве. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений и задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задачи и развивающие игры. Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры. 7 класс (34 часа на учебный год) Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям. Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование умения построения внутреннего саморегуляции. Развитие плана действий, овладение рефлексивной приемами деятельности. самоконтроля и Формирование адекватной самооценки. Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно- логического мышления, построения умозаключений. Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать свое имя? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента. Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся. 8 класс (34 часа на учебный год) Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям. Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие тревожности. Развитие чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности путём обращения к проектным формам и обратной связи. Формирование адекватной самооценки. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие внимания в условиях индивидуальной и коллективной деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений. Работа с аналогиями. Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Знакомство с миром профессий, их видами и типами. Составление карты выбора профессии. Знакомство с формулой профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий. Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся. 9 класс (34 часа на учебный год) Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям. Раздел 1. Подросток и его психосоциальная компетентность. Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации. Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления. Психологическая готовность к экзаменам. Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития. Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся. Материально-техническое обеспечение: технические средства обучения (экран, проектор, компьютер, мультимедийная установка); музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи), дидактические игры, наборы сюжетных картинок. Требования к уровню подготовки: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; выбирать стиль общения адекватно жизненной ситуации; ориентироваться в мире профессий, рынке труда; владеть приемами самоконтроля и саморегуляции; иметь сформированную мотивацию к дальнейшему обучению; выявлять функциональные отношения между понятиями; КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (5 КЛАСС) Режим работы: 1 раз/неделю. Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие). i. № Тема Содержание 1 Рефлексия собственных личностных качеств Развитие внимания (переключение) Развитие мышления (синтез) Развитие мышления (анализ через синтез) Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Основная часть Задание 1. «Говорящая надпись» Задание 2. «Называйте и считайте» Задание 3. «Три слова» Задание 4. «Составьте слова» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Основная часть Задание 1. «Какие мы разные!» Задание 2. «Представьте куб» Задание 3. «Замените цифры символами» Задание 4. «Отгадайте слова» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Я узнаю себя» Задание 2. «Муха» Задание 3. «Говорим помарсиански» Задание 4. «Объясните слова» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Основная часть Задание 1. «Я - ромашка» Задание 2. «Необычные ножницы» Задание 3. «Найдите фигуры» Задание 4. «Забавные слова» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Что я могу сказать о себе хорошее?» i. Рефлексия чувств Развитие пространственных представлений Развитие мышления (гибкость) Развитие мышления (анализ через синтез) i. Рефлексия личностных качеств Развитие внутреннего плана действия Развитие мышления (абстрагирование) Развитие мышления (вербальный анализ) i. Рефлексия личностных качеств Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие мышления (гибкость) Рефлексия личностных качеств Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности) i. Сроки проведения План Факт Развитие мышления (гибкость) Развитие мышления (установление сходства, противоположности) i. Рефлексия пространственных представлений Развитие вербального мышления Развитие умения дифференцировать чувства i. Рефлексия собственных чувств Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие мышление (установление сходства, противоположности, различия) Рефлексия пространственных представлений Развитие вербального мышления (выделение существенных признаков) Развитие умения различать эмоциональные состояния i. i. Различать виды вербальных реакций Развитие внимания (устойчивость) Развитие мышления (гибкость) Развитие вербального мышления i. Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие вербального мышления Развитие умения различать виды поведения i. Развитие пространственных представлений Задание 2. «Делаем вместе» Задание 3. «Способы применения предмета» Задание 4. «Выберит похожие и разные» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Слово в зеркале» Задание 2. «Подбери одинаковаы и разные» Задание 3. «Отгадай чувство» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Основная часть Задание 1. «Что я чувствую?» Задание 2. «Найдите фигуры» Задание 3. «Одинаковые? Противоположные? Разные?» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» Основная часть Задание 1. «Ошибки в изображениях» Задание 2. «Существенные и несущественные признаки» Задание 3. «Такие разные лица» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Какие слова легче» Задание 2. «Стенографы» Задание 3. «Замените символы цифрами» Задание 4. «Объясните поговорки» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Основная часть Задание 1. «Найдите фигуры» Задание 2. «Понимание пословиц» Задание 3. «Какое бывает поведение» Заключительная часть Вводная часть i. i. i. i. i. Развитие вербального Упражнение мозговой гимнастики мышление «Качания головой» Познание своего поведения Основная часть Задание 1. «Вид комнаты сверху» Задание 2. «Понимание пословиц» Задание 3. «Я узнаю себя» Заключительная часть Развитие мышления Вводная часть (установление Упражнение мозговой гимнастики закономерностей) «Точки равновесия» Развитие вербального Основная часть мышления (преобразование Задание 1. «Найди фигуры» предложений без изменения Задание 2. «Выразите разными смысла) словами» Развитие умения различать Задание 3. «Кто это?» виды поведения Заключительная часть Развитие внимания Вводная часть (устойчивость в условиях Упражнение мозговой гимнастики коллективной «Качание икр» деятельности) Основная часть Развитие вербального Задание 1. «Делаем вместе» мышления (определение Задание 2. «Какое это понятие» понятий) Задание 3. «Как попросить и Развитие умения различать отказать» разные формы поведения Заключительная часть Развитие пространственных Вводная часть представлений Упражнение мозговой гимнастики Развитие логического «Перекрестные движения» мышления (сравнение Основная часть понятий) Задание 1. «Найди лишнюю фигуру» Развитие умения различать Задание 2. «Сравниваем понятия» разные формы поведения Задание 3. «Вылепите фигуру» Заключительная часть Развитие внутреннего плана Вводная часть действий Упражнение мозговой гимнастики Развитие логического «Шапка для мышлений» мышления (установление Основная часть отношений между Задание 1. «Муха» понятиями) Задание 2. «Сравниваем понятия» Развитие эмоциональной Задание 3. «Как преодолеть плохое сферы настроение?» Заключительная часть Развитие мышления Вводная часть (установление Упражнение мозговой гимнастики закономерностей) «Точки пространства» Развитие логического Основная часть мышления (установление Задание 1. «Найдите фигуры» отношений между Задание 2. «Сравниваем понятия» понятиями) (отношения часть – целое и целое – Развитие умения различать его часть) виды поведения Задание 3. «Сравниваем понятия» (обобщение конкретизация) Задание 4. «Какое бывает поведение?» Заключительная часть 06.12 – 10.12 i. i. Развитие внимания (устойчивость) Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие умения различать виды поведения Развитие воображения Развитие логического мышления (деление понятий) Рефлексия собственных личностных качеств i. Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (деление понятий) Развитие умения различать разные формы поведения i. Развитие воображения Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений) Рефлексия собственных личностных качеств i. Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Развитие перцептивноэмоциональной сферы i. Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез) Развитие логических форм вербального мышления Развитие перцептивноэмоциональной сферы Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Сова» Основная часть Задание 1. «Стенографы» Задание 2. «Дополните до куба» Задание 3. «Сравниваем понятия» (обобщение конкретизация) Задание 4. «Кто это?» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Основная часть Задание 1. «Придумайте предметы» Задание 2. «Разделите понятия» Задание 3. «Говорящая надпись» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Перекресток» Задание 2. «Деление понятий» Задание 3. «Вылепите фигуру» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» Основная часть Задание 1. «Рисуем в уме» Задание 2. «Определите вид суждения» Задание 3. «Что я могу сказать о себе хорошее?» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Основная часть Задание 1. «Переворот фигур» Задание 2. «Найдите фигуры» Задание 3. «Измените форму, не меняя содержания» Задание 4. «Угадайте выражение лица» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Основная часть Задание 1. «Замените цифры буквами» Задание 2. «Измените форму, не меняя содержания» i. Развитие перцептивноэмоциональной сферы Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления i. Развитие воображения Развитие перцептивноэмоциональной сферы Развитие логических форм вербального мышления i. Развитие внимания Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях i. Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях i. Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях i. Рефлексия собственных личностных качеств Развитие мышления (гибкость) Развитие логических форм вербального мышления Задание 3. «Угадайте выражение лица» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Учимся различать эмоции» Задание 2. «Переворот фигур» Задание 3. «Измените форму, не меняя содержания» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Соедините точки» Задание 2. «Учимся различать эмоции» Задание 3. «Измените форму, не меняя содержания» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Называйте и считайте» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «А что сказал бы ты?» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Найдите фигуру» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «А что сказал бы ты?» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Слон» Основная часть Задание 1. «Поворот фигур» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «А что сказал бы ты?» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» Основная часть Задание 1. «Я - ромашка» Задание 2. «Замените буквы цифрами» Задание 3. «Учимся рассуждать» i. Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Рефлексия личностных качеств i. Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления Рефлексия собственных личностных качеств i. Развитие памяти Развитие мышления (синтез и анализ) Развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи i. Развитие мышления Развитие восприятия развитие умению позитивно мыслить и использовать механизмы самоподдержки. i. Тренировка внимания Развитие мышления Развитие позитивного отношения к школьной жизни i. Развитие концентрации внимания Развитие вербальносмыслового мышления Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Найдите фигуры» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «Что я могу сказать о себе хорошее?» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Развертка с буквами» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «Говорящая надпись» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1. «Пропущенная буква» Задание 2. «Анализ отношений понятий» Задание 3. «Я в своих глазах, я в глазах окружающих» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Слон» Задание 1. «Выражение мысли другими словами» Задание 2. «Поразмышляй о словах» Задание 3. «Афоризмы» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Задание 1. «Скрытая подсказка» Задание 2. «Словообразование» Задание 3. «Школьные дела» Заключительная часть Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1. «Перепиши слова» Задание 2. «Что нового?» Задание 3. «Что нового?» Заключительная часть КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УО (6 КЛАСС) Режим работы: 1 раз/неделю. Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие). № Тема 1 Вводное занятие 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Содержание Знакомство. Диагностическое тестирование Классификация понятий. Правила классификации. Умение Обобщение и ограничение классифицировать понятия по двум понятий и трём признакам. Практические задания, развивающие игры Сравнение понятий Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности. Практические задания, развивающие игры Сравнение понятий Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности. Практические задания, развивающие игры Выделение существенных Существенные и несущественные признаков признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры Выделение существенных Существенные и несущественные признаков признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры Устойчивые Устойчивые словосочетания, словосочетания, определяющие смысл предложений. определяющие смысл Дополнение текста. Практические предложений задания, развивающие игры Устойчивые Устойчивые словосочетания, словосочетания, определяющие смысл предложений. определяющие смысл Дополнение текста. Практические предложений задания, развивающие игры Смысловые словосочетания Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры Смысловые словосочетания Смысловые словосочетания. Дополнение известных Сроки проведения План Факт 11 Синонимы, антонимы 12 Синонимы, антонимы 13 Творчество. Методы решения творческих задач 14 Творчество. Методы решения творческих задач 15 Метод контрольных вопросов 16 Метод контрольных вопросов 17 Оценка явлений, событий с разных точек зрения 18 Оценка явлений, событий с разных точек зрения 19 Воображение 20 Воображение словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. 21 22 Практикум Конструирование на плоскости 23 Конструирование на плоскости 24 Конструирование в пространстве 25 Конструирование в пространстве 26 Постановка и разрешение проблем 27 Постановка и разрешение проблем 28 Разрешение проблемных ситуаций 29 Разрешение проблемных ситуаций 30 Метод разрешения противоречий 31 Метод разрешения противоречий Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры Создание необычного рисунка. Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: 32 33 34 Итоговое тестирование Итоговое тестирование Решение творческих задач сущность метода. Практические задания, развивающие игры Пакет диагностических методик. Пакет диагностических методик. Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися). КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УО (7 КЛАСС) Режим работы: 1 раз/неделю. Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие). № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Вводное занятие Стартовая диагностика Содержание Знакомство, установление правил. Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер. Стартовая диагностика Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер. Формирование учебной Оценивать свой личный социальный мотивации опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. Формирование учебной Оценивать свой личный социальный мотивации опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. Формирование учебной Оценивать свой личный социальный мотивации опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. Мои эмоции Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий, оценивать значимость социальной информации о психологических типах людей для эффективного социального поведения Мои эмоции Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий, оценивать значимость социальной информации о психологических типах людей для эффективного социального поведения Эмоциональный словарь Использовать социальную информацию, осуществлять миниисследование, работать с интернет источниками. Оценивать и Сроки проведения План Факт 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 контролировать свои учебные действия Чувства «полезные» и Анализировать, формулировать «вредные». простые выводы. Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение. Приводить примеры культурной обусловленности социальных норм. Самостоятельно решать типичные жизненные задачи; Нужно ли управлять Решать типичные жизненные задачи; своими эмоциями? извлекать социальную информацию из художественного текста. Познакомиться и применять методы саморегуляции. Нужно ли управлять Решать типичные жизненные задачи; своими эмоциями? извлекать социальную информацию из художественного текста. Познакомиться и применять методы саморегуляции. Что такое страх? Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения возникших проблем. Рисовать свои страхи и превращать в смешные рисунки. Применять методы саморегуляции. Развитие внимания Осознать особенности своего внимания и значимость внимания для человека. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Развитие внимания Осознать особенности своего внимания и значимость внимания для человека. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Развитие внимания Осознать особенности своего внимания и значимость внимания для человека. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Развитие внимания Осознать особенности своего внимания и значимость внимания для человека. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Развитие памяти Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. Развитие памяти Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. 20 Развитие памяти 21 Развитие памяти 22 Развитие мышления логического 23 Развитие мышления логического 24 Установление закономерностей 25 Установление закономерностей 26 Развитие словеснологического мышления. 27 Развитие словеснологического мышления. 28 Развитие словеснологического мышления. 29 «Я - образ» Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; сравнение и классификация по существенным признакам; Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; сравнение и классификация по существенным признакам; Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, Оценивать себя и своѐ поведение. Давать нравственную оценку 30 31 32 33 34 явлениям социальной действительности Труд в жизни человека и Оценивать свой личный и общества. социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, извлекать информацию из разных источников, анализировать и объяснять смысл высказывания. Разнообразие профессий Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, извлекать информацию из разных источников, анализировать и объяснять смысл высказывания. Ставить цель и строить план еѐ достижения. Описать профессии родителей. Профессиональное Соотносить свои индивидуальные самоопределение особенности с требованиями конкретной профессии. Знать понятие профессионально важных качеств личности. Составление словаря Составить словарь профессий. профессий Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УО (8 КЛАСС) Режим работы: 1 раз/неделю. Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие). № Тема 1 2 Вводное занятие Стартовая диагностика 3 Стартовая диагностика 4 Формирование учебной мотивации 5 Формирование учебной мотивации 6 Развитие чувства ответственности за принятое решение 7 Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. 8 Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. 9 Развитие рефлексивной деятельности. Содержание Знакомство, установление правил. Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер. Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер. Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий. Соотносить индивидуальные и общественные ценности Использовать социальную информацию, осуществлять миниисследование. Озвучивать и прописывать внутренний план действий. Составлять план проект. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. Использовать социальную информацию, осуществлять миниисследование. Озвучивать и прописывать внутренний план действий. Составлять план проект. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. Анализировать, формулировать выводы. Вносить коррективы в план проекта. Давать оценку своей деятельность, воспринимать конструктивную критику. Сроки проведения План Факт 10 Развитие рефлексивной деятельности. 11 Формирование адекватной самооценки. 12 Формирование адекватной самооценки. 13 Развитие социального поведения 14 Развитие произвольного внимания 15 Развитие устойчивости и концентрации внимания 16 Развитие устойчивости и концентрации внимания 17 Развитие распределения, переключения внимания. 18 Развитие распределения, переключения внимания. 19 Развитие слуховой, зрительной памяти 20 Развитие слуховой, зрительной памяти Анализировать, формулировать выводы. Вносить коррективы в план проекта. Давать оценку своей деятельность, воспринимать конструктивную критику. Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение, исследовать правомерность собственного социального поведения, приводить примеры культурной обусловленности социальных норм; Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение, исследовать правомерность собственного социального поведения, приводить примеры культурной обусловленности социальных норм; Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения возникших проблем. Распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, управлять ими. Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. Знакомство с приёмами повышения концентрации внимания Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. Знакомство с приёмами повышения концентрации внимания Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. Осознание особенностей своей памяти. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. Осознание особенностей своей памяти. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. 21 Развитие вербальной памяти. 22 Развитие вербальной памяти. 23 Развитие логического мышления. 24 Развитие логического мышления. 25 Установление закономерностей 26 Установление закономерностей 27 Развитие словеснологического мышления 28 Развитие словеснологического мышления 29 Развитие словеснологического мышления 30 Индивидуальность и неповторимость личности. Рационально организовывать и контролировать свою работу. Применять приёмы запоминания. Разбивать материал на информационные куски. Рационально организовывать и контролировать свою работу. Применять приёмы запоминания. Разбивать материал на информационные куски. Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его 31 Знакомство с миром профессий, их видами и типами. 32 Составление карты выбора профессии. 33 Знакомство с формулой профессии. 34 Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий. для решения познавательных задач. Оценивать себя и своѐ поведение. Знакомство с классификацией профессий, с различными видами труда, перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии. Исследовать через самодиагностику свойства личности: способности, интересы и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта. Соотнесение полученных результатов с профессиональным выбором. Знакомство с профессионально важными качествами личности. Определить «формулу» будущей профессии Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УО (9 КЛАСС) Режим работы: 1 раз/неделю. Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие). № Тема 1 Вводное занятие 2 3 4 5 6 7 8 9 Содержание Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности. Стартовая диагностика Анализировать собственный интеллектуальной и результат эмоционально-волевой сфер. Стартовая диагностика Анализировать собственный интеллектуальной и результат эмоционально-волевой сфер. Общаться – это легко. знакомство с приемами общения; продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков. Общаться – это легко. знакомство с приемами общения; продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков. Какая бывает информация? Осуществлять самостоятельный информационный поиск, систематизировать ее по заданным признакам, видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Как лучше подать Аргументировать собственные информацию? высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. Барьеры на пути Аргументировать собственные информации. высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. Барьеры на пути Аргументировать собственные информации. высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. Сроки проведения План Факт 10 Стили общения 11 Стили общения 12 Что такое конфликт? 13 Что такое конфликт? 14 Знакомство и отработка методов тренировки внимания. Знакомство и отработка методов тренировки внимания. Знакомство и отработка методов тренировки внимания. Знакомство и отработка с методов тренировки эффективного запоминания. Знакомство и отработка с методов тренировки эффективного запоминания Знакомство с методами тренировки мышления. 15 16 17 18 19 20 Классифицировать и давать характеристику стилей общения (в форме «вопрос-ответ»); выслушав предложенные диалоги, определять, какой стиль общения в них представлен; выделение особенностей понятия «манера общения»; классифицировать манеры общения; Классифицировать и давать характеристику стилей общения (в форме «вопрос-ответ»); выслушав предложенные диалоги, определять, какой стиль общения в них представлен; выделение особенностей понятия «манера общения»; классифицировать манеры общения; Отработка навыков "я – высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, выбор эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов. Отработка навыков "я – высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, выбор эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов. Выполнение упражнений направленных на тренировку внимания. Выполнение упражнений направленных на тренировку внимания. Выполнение упражнений направленных на тренировку внимания. Выполнение упражнений направленных на тренировку эффективного запоминания Выполнение упражнений направленных на тренировку эффективного запоминания Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление плана решения данной ситуации, обсуждение внесение корректив. Отработка навыков Абстрагироваться от конкретного, тренировки сложных форм наглядного материала и рассуждать мышления. в чисто словесном плане. 21 22 23 24 Отработка навыков тренировки сложных форм мышления. Развитие воображения Развитие воображения Развитие логического мышления. Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. Выполнение творческих заданий. Выполнение творческих заданий. Развитие умения рассуждать в чисто словесном плане без опоры на наглядном материале. Развитие умения рассуждать в чисто словесном плане без опоры на наглядном материале. Развитие умения рассуждать в чисто словесном плане без опоры на наглядном материале. Развитие умения рассуждать в чисто словесном плане без опоры на наглядном материале. Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. Работа над проектом «Моя будущая профессия», внесение необходимых корректив. Защита проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение, самооценка 25 Установление закономерностей. 26 Установление закономерностей. 27 Развитие словеснологического мышления. 28 Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. 29 Учебные заведения региона 30 Определение типа будущей профессии. 31 Зависимость жизненных планов от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития. Подведение итогов курса. Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения поставленных задач. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. 32 33 34 Литература, используемая при составлении программы 1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996. 2. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6. 3. Бабкина Н. В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1. 5.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. 4. Вачков И. В. Психология для малышей или сказка о самой душевной науке.М.:»Педагогика-Пресс» 2000г. 5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973. 6. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. 7. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов. 8. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000. 9. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001. 10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. 11. Платонов К. К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с. 12. Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. 13. Сковронская Л. В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. М.: Генезис, 2014 14. Тихомирова Л. Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. 15. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2003г. 16. Улъенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990. 17. Шевченко С. Г. Коррекционно-развиваюшее обучение: Организационно- педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционноразвивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.