Программа индивидуальных занятий по коррекции и развитию познавательной деятельности для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО
КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ )

Педагог-психолог: Хребченкова О.Н.

Астрахань 2024г.

2

Рабочая
программа индивидуальных коррекционно –
развивающих занятий составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»,
3. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного стандарта общего образования».
4. Приказ Минпросвещения России от 24.11. 2022 г. « Об утверждении
федеральной адаптированной основной программы с умственной
отсталостью( интеллектуальными нарушениями) зарегистрировано в
Минюсте России 30.12.2022г.
5. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от
22.12.2008г.;
6. Конвенции о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
7. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от
29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011
г., регистрационный номер 19 993).
6.Локальные акты образовательного учреждения.
7. Рекомендации цПМПк.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является коррекционной, разработанной
для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской
программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и
сенсорных процессов» для
обучающихся 1-4 классов с умственной
отсталостью, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева –Коррекционная педагогика, 3
(9), 2005г.
Рабочая программа соответствует ФАООП и базисному учебному плану
образовательного учреждения.

3

Занятия имеют
интегративный характер,
рассматриваются
как
индивидуальные коррекционные занятия. А значит, необходимо оказание
комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на
преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и
навыками, что, в конечном счете, будет способствовать более успешной
адаптации и интеграции в общество.
Данная программа разработана для обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе для детей с умственной
отсталостью начальной ступени обучения. Занятия проводятся с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель данной психологической программы – развитие и коррекция
эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста,
коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне
базовых и социальных эмоций, выработки у обучающихся регулятивных,
личностных и коммуникативных универсальные учебные действия
Базовые учебные действия (БУД) – это способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.
БУД делятся на четыре основные группы:
I.
Коммуникативные
БУД
обеспечивают
социальную
компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других
людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия БУД обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует
выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания.
III. Регулятивные действия БУД обеспечивают организацию
учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.

4

IV. Познавательные БУД включают общеучебные, логические
действия, а также действия постановки и решения проблем.
Программа составлена на основе разработок занятий Холодовой О.А.,
Языкановой Т.Е., Локаловой Н.П. и др.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у
младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха,
а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических
и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой
деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях задач и
упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный,
развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения,
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение
самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать
и оценивать свою работу).
Развивающий аспект:
- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением,
- развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной
деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать,
- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук),
- развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений
(формирование «я-концепции»).
В занятия включаются:
-психогимнастика;
- игры и упражнения на развитие эмоций, коммуникативных навыков, навыков
саморегуляции;
- задания и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения.
ЦЕЛЬ: коррекция и развитие познавательной сферы младших школьников с
нарушением интеллекта (умственной отсталостью) и выработка
познавательных регулятивных универсальных учебных действий, помощь в
усвоении основной АОП.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие у детей когнитивных функций необходимых для успешного
освоения основной образовательной программы в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Яконцепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной
тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных БУД, необходимых для
установления
межличностных
отношений
со
сверстниками
и
соответствующих ролевых отношений с педагогами.

5

Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин., темп и продолжительность
занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей
класса.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются.
5. Наращивание темпа выполнения заданий.
6. Смена разных видов деятельности. Так же в структуру занятий включены
кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами
для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких
упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и
развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления
младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с
эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в
обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие
формально-логического мышления, на овладение способами построения
однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не
свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В
ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария,
появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как
следствие недостаточной активности ведущего правого полушария —
раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон
настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые
психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в
обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются
упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют
специально организованного пространства, просты в выполнении.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны
ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Содержание курса
Программа состоит из 34 индивидуальных занятий, расчитана на 1 учебный,
год из расчета 1 занятие в неделю. Примечание. Количество занятий в 1
классе по учебному плану составляет 33 часа в связи с дополнительными
каникулами. 1 занятие – диагностическое.
Структура занятия:Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.
1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для
улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия.
Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических
упражнений улучшаются показатели различных психических процессов,
лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти,
повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

6

2.
РАЗМИНКА
(3—5
минут). Основной задачей данного этапа
является создание у ребят определённого положительного эмоционального
фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие,
способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту
реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают
ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В
ОСНОВЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ:
ПАМЯТИ,
ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания,
используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих
столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую
дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и
приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения.
Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от
занятия к занятию.
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на
занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует
развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей наблюдать,
сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие
предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую
информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами
русского языка.
6. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как
повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и
достижению состояния зрительного комфорта
7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание,
глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается
внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются
творческие способности.

Содержание программы
1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1 -ого класса
по развитию познавательных процессов
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной
мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям
вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы
заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток,

7

непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к
развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в
основном те задания, выполнение которых предполагает использование
практических действий.
№
п/п
1

Задачи
Знакомство.

Содержание

Дата
проведения

- Вводная беседа.

Пояснение целей и - Психотехнические игры и упражнения на
задач занятий.

снятие психоэмоционального напряжения,

Установление

развития

контакта.

восприятия, внимания

слухового

и

зрительного

(психогимнастика,

«снежный ком», «улыбка», «нос, пол,
потолок»,

«запрещенное

движение»,

«бывает не бывает»).
- Рисование. Графический диктант.
2

Развитие концентра- - Психогимнастика.
ции внимания.
Развитие

- Разминка (вопросы – ответы)

простран- - Выполнение упражнений и заданий в

ственного

восприя- тетради.

тия и сенсомоторной - Динамическая пауза («Саймон сказал»,
координации.
Развитие

«Веселый счет»)

навыков - Графический диктант. Штриховка.

саморегуляции.
3

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

-

Динамическая

пауза

(«Животные

Развитие аналитичес- растения», «Право - лево»).
ких способностей и - Графический диктант. Штриховка.
умения рассуждать.

-

8

4

Тренировка слуховой - Психогимнастика.
памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Незнайки», «лево право»).
- Графический диктант. Штриховка.

5

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

-

Динамическая

пауза

(«Зайки-

барабанщики», «Саймон сказал»).
- Графический диктант. Штриховка.
6

Развитие

логичес- - Психогимнастика.

кого мышления.
Обучение

- Разминка (вопросы – ответы).

поиску - Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

Развитие аналитичес- - Динамическая пауза («Лево - право»,
ких способностей и «Веселый счет»)

7

умения рассуждать.

- Графический диктант. Штриховка.

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие

наглядно- - Выполнение упражнений и заданий в

образного

тетради.

мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.

8

Развитие
реакции.

быстроты - Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).

9

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

операций.

«Зернышки»).
- Графический диктант. Штриховка.

9

Развитие концентра- - Психогимнастика.
ции внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие

- Выполнение упражнений и заданий в

пространственного

тетради.

восприятия

10

и -

Динамическая

пауза

(«Запрещенное

сенсомоторной

движение», «Зеркало»)

координации.

- Графический диктант. Штриховка.

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Гимнастика в

Развитие аналитичес- зоопарке», «Веселый счет»)
ких способностей и - Графический диктант. Штриховка.
умения рассуждать.
11

Тренировка слуховой - Психогимнастика.
памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

-

Динамическая

пауза

(«Тень»,

«Будь

внимателен»).
- Графический диктант. Штриховка.
12

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.

10

13

Совершенствование

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,

мыслительных

«Веселый счет»).

операций.

- Графический диктант. Штриховка.

Развитие

логичес- - Психогимнастика.

кого мышления.
Обучение

- Разминка (вопросы – ответы).

поиску - Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

Развитие аналитичес- - Динамическая пауза («Гимнастика в
ких способностей и зоопарке», «Да - нет»).

14

умения рассуждать.

- Графический диктант. Штриховка.

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие

наглядно- - Выполнение упражнений и заданий в

образного

тетради.

мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.

15

Развитие

быстроты - Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

операций.

«Животные - растения»).
- Графический диктант. Штриховка.

16

Развитие

концент- - Психогимнастика.

рации внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие

- Выполнение упражнений и заданий в

пространственного

тетради.

восприятия

и -

Динамическая

пауза

(«Запрещенное

движение», «Саймон сказал»)

11

сенсомоторной

- Графический диктант. Штриховка.

координации.

17

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Тренировка слуховой - Выполнение упражнений и заданий в

18

памяти.

тетради.

Совершенствование

-

мыслительных

«Незнайки»).

операций.

- Графический диктант. Штриховка.

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из

Динамическая

пауза

(«Зеркало»,

чего»).
- Графический диктант. Штриховка.
19

Развитие

логичес- - Психогимнастика.

кого мышления.
Обучение

- Разминка (вопросы – ответы).

поиску - Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

Развитие аналитичес- - Динамическая пауза («Гимнастика в
ких способностей и зоопарке», «Да - нет»).

20

умения рассуждать.

- Графический диктант. Штриховка.

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие

наглядно- - Выполнение упражнений и заданий в

образного

тетради.

мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Заверши предложение»).

12

- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
21

Развитие

быстроты - Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

операций.

«Смена имен»).
- Графический диктант. Штриховка.

22

Развитие

- Психогимнастика.

концентрации

- Разминка (вопросы – ответы).

внимания.

- Выполнение упражнений и заданий в

Развитие

простран- тетради.

ственного

восприя- -

Динамическая

пауза

(«Запрещенное

тия и сенсомоторной движение», «Зеркало»)

23

координации.

- Графический диктант. Штриховка.

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Гимнастика в

Развитие аналитичес- зоопарке», «Саймон сказал…»).
ких способностей и - Графический диктант. Штриховка.
умения рассуждать.
24

Тренировка слуховой - Психогимнастика.
памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь
внимателен»).
- Графический диктант. Штриховка.

13

25

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да
- нет»).
- Графический диктант. Штриховка.

26

Развитие

логичес- - Психогимнастика.

кого мышления.
Обучение

- Разминка (вопросы – ответы).

поиску - Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

Развитие аналитичес- - Динамическая пауза («Гимнастика в
ких способностей и зоопарке», «Да - нет»).

27

умения рассуждать.

- Графический диктант. Штриховка.

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие

наглядно- - Выполнение упражнений и заданий в

образного

тетради.

мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.

28

Развитие

быстроты - Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

операций.

«Зернышки»).
- Графический диктант. Штриховка.

29

Развитие

- Психогимнастика.

концентрации

- Разминка (вопросы – ответы)

внимания.

14

Развитие

простран- - Выполнение упражнений и заданий в

ственного

восприя- тетради.

тия и сенсомоторной координации.

Динамическая

пауза

(«Запрещенное

движение», «Зеркало»)
- Графический диктант. Штриховка.

30

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Гимнастика в

Развитие аналитичес- зоопарке», «Саймон сказал»).
ких способностей и - Графический диктант. Штриховка.
умения рассуждать.
31

Тренировка слуховой - Психогимнастика.
памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь
внимателен»).
- Графический диктант. Штриховка.

32

Подведение итогов.
Выявление

- Психогимнастика.

уровня - Психодиагностика.

развития

внимания, - Подведение итогов, планы на будущее.

памяти,

воображе-

ния, мышления.

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-ого
класса по развитию познавательных процессов
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в
большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление

15

самостоятельной
практической и умственной
деятельности,
на
развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной
активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке
самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин
допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного
задания.
№

Задачи

Содержание

п /п
1

Обсуждение

планов - Вводная беседа.

на будущее.

- Психотехнические игры и упражнения на

Постановка целей и снятие психоэмоционального напряжения,
задач на учебный год. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное
движение», «бывает не бывает»).
- Рисование.
2

3

Развитие

- Психогимнастика.

концентрации

- Разминка (вопросы – ответы).

внимания.

- Выполнение упражнений и заданий в

Совершенствование

тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Саймон сказал»,

операций.

«Да – нет»).

Тренировка внимания - Психогимнастика.
Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы)

мыслительных опера- - Выполнение упражнений и заданий в
ций.

тетради.

Развитие аналитичес- - Динамическая пауза («Животные ких способностей и

растения», «Сосед справа»).

умения рассуждать.
4

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Дата
проведения

16

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»).

5

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Футбол»).

6

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

Развитие аналитичес-

- Динамическая пауза («Запрещенное

ких способностей и

движение», «Четвертый лишний»).

умения рассуждать
7

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления. тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
8

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Перекличка»,

операций.

«Слушай и исполняй»).

17

9

Развитие концентра-

- Психогимнастика.

ции внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие пространст-

- Выполнение упражнений и заданий в

венного восприятия и тетради.

10

сенсомоторной

- Динамическая пауза («Запрещенное

координации.

движение», «Зеркало»).

Тренировка внимания - Психогимнастика.
Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных

- Выполнение упражнений и заданий в

операций.

тетради.

Развитие аналитичес-

- Динамическая пауза («Гимнастика в

ких способностей и

зоопарке», «Закончи слово»).

умения рассуждать.
11

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Правильно
услышим и покажем, что услышали», «Будь
внимателен»).

12

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Я знаю пять ...»,
«Муха»).

13

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

18

Развитие аналитичес-

- Динамическая пауза («Гимнастика в

ких способностей и

зоопарке», «Перекличка»).

умения рассуждать
14

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления. тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
15

16

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

операций.

«Животные - растения»).

Развитие концентра-

- Психогимнастика.

ции внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие пространст-

- Выполнение упражнений и заданий в

венного восприятия и тетради.

17

18

сенсомоторной

- Динамическая пауза («Запрещенное

координации.

движение», «Сосед справа»).

Тренировка внимания - Психогимнастика.
Тренировка слуховой

- Разминка (вопросы – ответы).

памяти.

- Выполнение упражнений и заданий в

Совершенствование

тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Зеркало»,

операций.

«Незнайки»).

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

19

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Из чего»).

19

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

Развитие аналитичес-

- Динамическая пауза («Гимнастика в

ких способностей и

зоопарке», «Да - нет»).

умения рассуждать.
20

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления. тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»).
- Решение ребусов.
21

22

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

операций.

«Смена имен»).

Развитие

- Психогимнастика.

концентрации

- Разминка (вопросы – ответы).

внимания.

- Выполнение упражнений и заданий в

Развитие пространст-

тетради.

венного восприятия и - Динамическая пауза («Запрещенное
сенсомоторной
координации.

движение», «Зеркало»).

20

23

Тренировка внимания - Психогимнастика.
Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных

- Выполнение упражнений и заданий в

операций.

тетради.

Развитие аналитичес-

- Динамическая пауза («Гимнастика в

ких способностей и

зоопарке», «Саймон сказал…»).

умения рассуждать.
24

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Лево - право»,
«Будь внимателен»).

25

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»).

26

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

Развитие аналитичес-

- Динамическая пауза («Футбол», «Да -

ких способностей и

нет»).

умения рассуждать.
27

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления. тетради.

21

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
28

29

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

операций.

«Зернышки»).

Развитие концент-

- Психогимнастика.

рации внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие пространст-

- Выполнение упражнений и заданий в

венного восприятия и тетради.

30

сенсомоторной

- Динамическая пауза («Запрещенное

координации.

движение», «Зеркало»).

Тренировка внимания - Психогимнастика.
Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных

- Выполнение упражнений и заданий в

операций

тетради.

Развитие аналитичес-

- Динамическая пауза («Гимнастика в

ких способностей и

зоопарке», «Саймон сказал»).

умения рассуждать.
31

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Сосед справа»,
«Будь внимателен»).

32

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

22

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Да-нет»).

33

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в

закономерностей.

тетради.

Развитие аналитичес-

- Динамическая пауза («Футбол», «Что

ких способностей и

будет, если...»).

умения рассуждать.
34

Подведение итогов.

- Психогимнастика.

Выявление уровня

- Психодиагностика.

развития внимания,

- Подведение итогов, планы на будущее

памяти, воображения,
мышления.

Учебно-тематическое планирование занятий
с учащимися 3-его класса
по развитию познавательных процессов
В З-м классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления,
заложенные в первых двух классах, имееются и свои особенности. Одна из
таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логическипоисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся.
Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного
развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на
развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более
разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей
степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной
умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на
развитие познавательной активности детей.

23

№
п/п
1

Задачи
Обсуждение

Содержание
планов - Вводная беседа.

на будущее.

- Психотехнические игры и упражнения на

Постановка целей и снятие психоэмоционального напряжения,
задач на учебный год. (психогимнастика, «снежный ком»,
«улыбка», «нос, пол, потолок»,
«запрещенное движение», «Перекличка»).
- Рисование.
2

3

Развитие

- Психогимнастика.

концентрации

- Разминка (вопросы – ответы).

внимания.

- Выполнение упражнений и заданий в

Совершенствование

тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Саймон сказал»,

операций.

«Хор»).

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Животные -

Развитие аналитичес- растения», «Сосед справа», «Смена
ких способностей и

имен»).

умения рассуждать.
4

Тренировка слуховой - Психогимнастика.
памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»).

Дата
проведения

24

5

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Закончи слово»).

6

7

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения

- Выполнение упражнений и заданий в

решать

тетради.

нестандартные

- Динамическая пауза («Запрещенное

задачи.

движение», «Четвертый лишний»).

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления. тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
8

9

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Перекличка»,

операций.

«Слушай и исполняй»).

Развитие

- Психогимнастика.

концентрации

- Разминка (вопросы – ответы).

внимания.

- Выполнение упражнений и заданий в

Развитие умения ре-

тетради.

шать нестандартные

- Динамическая пауза («Запрещенное

задачи.

движение», «Превращение слов»).

25

10

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»).

11

Тренировка слуховой - Психогимнастика.
памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Правильно
услышим и покажем, что услышали»,
«Будь внимателен»).

12

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Рыба, птица, зверь»).

13

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения

- Выполнение упражнений и заданий в

решать

тетради.

нестандартные

- Динамическая пауза («Гимнастика в

задачи.

зоопарке», «Перечисли предметы на
букву..»).

14

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления. тетради.

26

- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Скульптор»).
- Решение ребусов.
15

16

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол,

операций.

потолок», «Животные - растения»).

Развитие

- Психогимнастика.

концентрации

- Разминка (вопросы – ответы).

внимания.

- Выполнение упражнений и заданий в

Развитие умения

тетради.

решать

- Динамическая пауза («Запрещенное

нестандартные

движение», «Сосед справа»).

задачи.
17

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Тренировка слуховой - Выполнение упражнений и заданий в
памяти.

тетради.

Совершенствование

- Динамическая пауза («Зеркало»,

мыслительных

«Незнайки»).

операций.

18

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»).

19

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

27

20

Развитие умения

- Выполнение упражнений и заданий в

решать

тетради.

нестандартные

- Динамическая пауза («Что изменилось»,

задачи.

«Хор»).

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления. тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Заверши предложение»).
- Решение ребусов.
21

22

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных

- Динамическая пауза («Нос, пол,

операций.

потолок», «Смена имен»).

Развитие

- Психогимнастика.

концентрации

- Разминка (вопросы – ответы).

внимания.

- Выполнение упражнений и заданий в

Развитие умения

тетради.

решать

- Динамическая пауза («Запрещенное

нестандартные

движение», «Зеркало»).

задачи.
23

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»).

28

Развитие аналитических способностей и
умения рассуждать.
24

Тренировка слуховой - Психогимнастика.
памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»).

25

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»).

26

27

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения

- Выполнение упражнений и заданий в

решать

тетради.

нестандартные

- Динамическая пауза («Разведчики», «Да

задачи.

- нет»).

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления. тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
28

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Работа в тетради.

29

Совершенствование

- Динамическая пауза («Нос, пол,

мыслительных

потолок», «Зернышки»).

операций.

29

Развитие концентра-

- Психогимнастика.

ции внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие пространст- - Выполнение упражнений и заданий в
венного восприятия и тетради.

30

сенсомоторной

- Динамическая пауза («Запрещенное

координации.

движение», «Зеркало»).

Тренировка

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Закончи слово»,

Развитие аналитичес- «Саймон сказал»).
ких способностей и
умения рассуждать.
31

Тренировка слуховой - Психогимнастика.
памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Сосед справа»,
«Будь внимателен»).

32

Тренировка

- Психогимнастика.

зрительной памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных

тетради.

операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Да-нет»).

30

33

34

Развитие логического - Психогимнастика.
мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения

- Выполнение упражнений и заданий в

решать

тетради.

нестандартные

- Динамическая пауза («Перечисли

задачи.

предметы », «Хор»).

Подведение итогов.

- Психогимнастика.

Выявление уровня

- Психодиагностика.

развития внимания,

- Подведение итогов, планы на будущее

памяти, воображения, мышления.

Учебно-тематическое планирование занятий
с учащимися 4-ого класса
по развитию познавательных процессов
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные
психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей
детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все
больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частичнопоисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных
задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают
преемственность перехода от простых формально-логических действий к
сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно
творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и
классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только
тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных
действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления
школьника будет отвечать целям и задачам обучения
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе
выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при
незначительной помощи психолога открывают для себя знания и способы их
добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например,
такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа
группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор
возможно большего количества примеров к какому-либо положению;
нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование
какого-либо задания и другие.

31

Так как большинство школьных задач решается по определенному
алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних
случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся
к их решению, в других —растерянность при встрече с задачей, имеющей
необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на
развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся
более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует
познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения,
привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного
решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты
мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты
мышления – то есть развитию творческих способностей.
№
п /п
1

Задачи

Содержание

Постановка целей и задач - Вводная беседа.
на учебный год.

- Психотехнические игры и
упражнения на снятие
психоэмоционального напряжения,
(психогимнастика, «снежный ком»,
«улыбка», «нос, пол, потолок»,
«запрещенное движение»,
«Перекличка»).
- Рисование.

2

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Саймон
сказал», «Хор»).

3

Тренировка внимания.

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных операций

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.

Дата
проведения

32

4

Развитие аналитических

- Динамическая пауза («Животные -

способностей и

растения», «Сосед справа», «Смена

способности рассуждать.

имен»).

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»).

5

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Саймон
сказал» «Закончи слово»).

6

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»).

7

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления.

тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.

8

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Работа в тетради.

33

9

Совершенствование

- Динамическая пауза («Перекличка»,

мыслительных операций.

«Слушай и исполняй»).

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Превращение слов»).

10

Тренировка внимания.

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных операций.

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»).

11

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Правильно
услышим и покажем, что услышали»,
«Будь внимателен»).

12

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Рыба, птица, зверь»).

13

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

34

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Скульптор»,
«Перечисли предметы на букву..»).

14

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления.

тетради.
- Динамическая пауза («Саймон
сказал», «Футбол»).
- Решение ребусов.

15

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Хор»).

16

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справа»).

17

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Тренировка слуховой

- Разминка (вопросы – ответы).

памяти.

- Выполнение упражнений и заданий в

Совершенствование

тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Зеркало»,
«Незнайки»).

18

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

35

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Я знаю…»).

19

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Море
волнуется», «Хор»).

20

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления.

тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Заверши предложение»).
- Решение ребусов.

21

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Смена имен»).

22

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»).

23

Тренировка внимания.

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных операций.

36

Развитие аналитических

- Выполнение упражнений и заданий в

способностей и

тетради.

способности рассуждать.

- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»).

24

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»).

25

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Хор»).

26

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики»,
«Мы собирались в поход»).

27

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в

образного мышления.

тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Заверши предложение»).
- Решение ребусов.

37

28

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Смена имен»).

29

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)

30

31

Тренировка внимания.

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных операций.

- Выполнение упражнений и заданий в

Развитие аналитических

тетради.

способностей и

- Динамическая пауза («Гимнастика в

способности рассуждать.

зоопарке», «Саймон сказал…»).

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»).

32

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в

мыслительных операций.

тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Мы собирались в поход»).

38

33

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие умения решать

- Выполнение упражнений и заданий в

нестандартные задачи.

тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики»,
«Цепочка слов»).

34

Поведение итогов.

Интеллектуальный марафон.

Материально-техническое обеспечение:
 технические
средства
обучения
(магнитофон,
компьютер,
мультимедийная установка);
 музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
 дидактические игры, наборы сюжетных картинок
 настольные игры,обучающие лото, конструкторы
 тетради для индивидуальных занятий.
Планируемый результат
В процессе работы у учащихся формируются следующие способности и
умения:
1. Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть
направления (вправо, влево, вверх, вниз и т.д.)
2. Правильно анализировать образец и копировать его без ошибок.
3. Верно выполнять словесные указание взрослого.
4. Правильно воспринимать и называть формы и цвета предметов.
5. При выполнении заданий уметь оперировать смыслом, применять
нелогичные и логические ассоциации, выделять закономерности, уметь
сравнивать.
6. Концентрировать своё внимание на задании, проявлять устойчивость
внимания, переключение, распределение, зрительно анализировать.
7. Проявлять высокий уровень в запоминании слуховом, зрительном,
моторном.
8. Успешно выполнять психологические задания, в качестве которых
даются упражнения, уже выполнявшиеся учениками в первом цикле
занятий.
9. Применять в учебной деятельности и повседневной жизни приемы
саморегуляции.

39

10.Повышение
уровня социализации обучающихся: умение
ориентироваться в жизненных и школьных ситуациях, как самостоятельно так
и с помощью взрослого.
11.Развитие у детей когнитивных функций необходимых для успешного
освоения основной образовательной программы в начальной школе.
12. Повышение учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции
детей, стремления к адекватной самооценки и низкого уровня школьной
тревожности.
13. Формирование у детей социальных и коммуникативных БУД,
необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками
и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Список литературы:
1. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4
класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.
2. Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т.
Языканова) 1 - 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.
3. Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова
М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
4. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1
класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
5. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2
класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
6. Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам»
(О.Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г
7. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение
в школе. М. 2007 г.
8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
9. Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной
школы.
10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах.
М. 2002

40

12.Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
13.Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.

Приложение
Описание психотехнических игр и упражнений
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции,
развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
1. « Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь,
нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем
называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться,
выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает
ведущий.
2. «Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают.
Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду
«Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только
словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
3. «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие
(подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды
звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять,
если нет, то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с
этими фразами.
4. «Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными».
Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют.
Нельзя выполнять «запрещенные» движения.
5. «Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как
зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало»,
которое продолжает игру.
6. « Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и
обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку,
поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…

41

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или
нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
7. «Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, с его характерными
движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

Упражнения, направленные на развитие памяти
8. «Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет
свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный
предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
9. « Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или
опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д.
предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение.
Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
10.« Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются
слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
11.« Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и
запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди
называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто
последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть
предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

Упражнения, направленные на развитие мышления
12.«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
13. «Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
14.«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)

42

- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
15.«Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
16.«Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов
его применения, даже самых фантастических
17.«Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх,
если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны
варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».