РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Труд (технология) 2класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) на 2024 – 2025 учебный год Разработана: Учителем начальных классов высшей квалификационной категории Хайрулиновой А.Н. Астрахань, 2024 Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, место в структуре учебного плана. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для изучения учебного предмета «Труд (технология)» на I этапе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Рабочая программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и условий, необходимых для достижения личностных и предметных результатов при освоении учебного предмета. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)1 (вариант 1) и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания, входящей в состав ФАООП УО. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (далее – ФАООП УО). 1 Реализация ФАООП УО (вариант 1) обеспечивает обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровень общего образования, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения. При реализации ФАООП УО (вариант 1) образовательный процесс ориентирован на социальную адаптацию, нравственное развитие и на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и предметов (курсов) коррекционно-развивающей области. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в обобщенном виде задачи реализации содержания учебного предмета «Труд (технология)» включают: овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками; развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности; получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Основные направления работы связаны с решением задач предмета: формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно- преобразующей деятельности; формирование интереса к разнообразным видам труда; развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовнонравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекционные задачи направлены на: коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Согласно федеральной рабочей программе воспитания, к базовым ценностям российского общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. При реализации рабочей программы по предмету «Труд (технология)» необходимо учитывать следующие целевые ориентиры: знание обучающимися основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей; позитивное отношение обучающихся к общественным ценностям; поведение, соответствующее правилам и социальным нормам, основанным на общественных ценностях. В связи с этим необходимо решение воспитательных задач: воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия человека; воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям; воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы; воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, ответственности), навыков культурного поведения. Значимость предмета «Труд (технология)» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенностей развития познавательной, эмоциональной и волевой, двигательной сфер деятельности, а также положительных личностных качеств. Место учебного предмета «Труд (технология)» в учебном плане. Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая во 2 – 4 классах рассчитана на 34 учебные недели в год и составляет: во 2 классе -68 часов (2 часа в неделю). 2 КЛАСС Работа с глиной и пластилином. Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин - материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином и глиной. Представления о глине как о поделочном материале. Понятие «скульптура» и произведения этого вида искусства. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «вдавливание пальцем». Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Работа с природными материалами. Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой и картоном. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Технические сведения о картоне: сорт (переплетный, коробочный); цвет (серый, белый, желтый, цветной), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифленый); особенности (картон впитывает влагу и коробится; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Способы работы с бумагой и картоном: аппликация, конструирование. Виды работы с бумагой. Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «вырезание по контурной линии» «надрез по короткой прямой линии», «разрез по длинной линии». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам». Обрывание бумаги. Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам», «скручивание трубочки из бумаги». Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Работа с текстильными материалами. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки); связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы) сматывание ниток в клубок; разрывание, разрезание. Шитье: инструменты для швейных работ (иглы, ножницы, наперсток). Правила безопасной работы с иглой. Приемы шитья: "игла вверх-вниз". Вдевание нитки в иголку. Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона ткани, шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Профессия портного. Раскрой из ткани заготовки изделия. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Изучение содержания предмета «Труд (технология)» на первом этапе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. К концу обучения во 2 классе Минимальный уровень: знать правила организации рабочего места и организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; называть виды трудовых работ; знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; называть приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой, нитками, тканью). владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя. Достаточный уровень: знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину. самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда. БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Личностные учебные действия: осознавать себя в роли обучающегося, заинтересованного обучением, занятиями; положительно относиться к результатам труда; проявлять готовность к коллективному взаимодействию на уроках труда; проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений; понимать ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и соблюдать правила поведения в современном обществе. Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель-ученик", "ученик-ученик", "ученик-класс", "учитель-класс"); обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию на уроках труда; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать сверстникам; уметь договариваться в конфликтных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: соблюдать правила на уроке (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); посещать учебные занятия; осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям; выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; активно участвовать в деятельности; контролировать и оценивать свои действия и действия других обучающихся; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; оценивать свои результаты труда и корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; измерять, вычислять, планировать предстоящие действия; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). 2 КЛАСС № Тема предмета Кол-во часов (34 часа) Дифференциация видов деятельности Программное содержание Работа с глиной и пластилином – 4 часа 1-2 Повторение 2 Правила поведения и работы на пройденного в 1 04.09 уроках труда. классе. 06.09 Подготовка и содержание в Лепка из порядке рабочего места. Минимальный уровень Достаточный уровень Соблюдают правила поведения и работы на уроках труда под контролем учителя. Подготавливают и содержат в Соблюдают правила поведения и работы на уроках труда. Подготавливают и содержат в порядке рабочее место. пластилина геометрических тел прямоугольной формы. «Ворота» Виды ручного труда, поделочных материалов и инструментов, используемых при их обработке. Глина и пластилин как поделочный материал. Глина как о строительный материал. Геометрическое тело «брус». Сравнение бруса с реальными предметами. Обработка пластилина с применением резака, стеки. Анализ объекта по вопросам учителя, составление плана работы над изделием с опорой на наглядные материалы с помощью учителя порядке рабочее место. Повторяют за учителем виды ручного труда, поделочные материалы и инструменты, используемые при их обработке. Изучают новые сведения о глине и пластилине как о поделочных материалах. Знакомятся с применением глины в строительстве. Рассказывают о пластилине, его назначении, пластических свойствах, цвете и форме с опорой на наглядность. Анализируют геометрическое тело «брус» с помощью учителя. Рассказывают о брусе употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки бруска. Сравнивают брус с реальными предметами и устанавливают сходство и различия между ними по вопросам учителя. Повторяют правила работы с пластилином. Обрабатывают пластилин с применением резака, стеки. Анализируют объект по вопросам учителя, составляют план работы над изделием с опорой на наглядные Называют виды ручного труда, поделочные материалы и инструменты, используемые при их обработке. Изучают новые виды работы‚ образцы поделочных материалов, инструментов и изделий. Изучают новые сведения о глине и пластилине как о поделочных материалах. Знакомятся с применением глины в строительстве. Рассказывают о пластилине, его назначении, пластических свойствах, цвете и форме. Анализируют геометрическое тело «брус». Рассказывают о брусе употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки бруска (высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий). Сравнивают брус с реальными предметами и устанавливают сходство и различия между ними по вопросам учителя. Повторяют правила работы с пластилином. Обрабатывают пластилин с применением резака, стеки. Анализируют объект по вопросам учителя, составляют план работы над изделием с опорой на наглядные материалы с помощью учителя 3-4 Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. «Молоток» 2 11.09 13.09 Лепка из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы. Анализ изделия, ориентируясь на образец. Составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя. Работа по плану. Текущий контроль Работа с природными материалами – 6 часов 5-6 Работа с 2 Виды природных материалов, природными 18.09 их применение, правила сбора, материалами. 20.09 сушки и хранения. «Рамка для Использование листьев для фотографий, украшения предметов быта. украшенная Функциональная значимость сухими рамок. листьями» Анализ образца, выполнение аппликации по предметнооперационному плану. Понятие «орнамент». Изготовление рамки для фотографии из бумаги. Приемы: «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги пополам», материалы с помощью учителя Лепят из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы. Анализируют изделие, ориентируясь на образец с помощью учителя. Рассказывают о геометрическом теле «брус» по вопросам учителя. Составляют план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя, придерживаются плана в процессе изготовления изделия под контролем учителя Изучают новые сведения о растительном мире, о разнообразии форм и окраски листьев, цветов. Знакомятся с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения. Изучают сведения об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомятся с функциональной значимостью рамок. Анализируют образец, выполняют аппликацию по предметно-операционному Лепят из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы. Анализируют изделие, ориентируясь на образец. Рассказывают о геометрическом теле «брус». Составляют план работы над изделием с опорой на предметнооперационный план с помощью учителя, придерживаются плана в процессе изготовления изделия, осуществляют текущий контроль Изучают новые сведения о растительном мире, о разнообразии форм и окраски листьев, цветов. Знакомятся с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения. Изучают сведения об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомятся с функциональной значимостью рамок. Анализируют образец, выполняют аппликацию по предметнооперационному плану. Имеют представления о 7-8 Изготовление игрушек из желудей. «Птичка», «Собачка», «Зайчик», «Поросенок» 9-10 Изготовление 2 25.09 27.09 2 «симметричное вырезание из плану с помощью учителя. бумаги», «наклеивание листьев Ориентируются на плоскости на бумажную поверхность» листа под контролем учителя. Изготавливают рамку для фотографии из бумаги под контролем учителя. Владеют приемами «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги пополам», «симметричное вырезание из бумаги», «наклеивание листьев на бумажную поверхность» Изделия, игрушки, сделанные Повторяют правила заготовки из природных материалов. природных материалов. Плоды деревьев (желуди). Изучают изделия, игрушки, Анализ изделия, с сделанные из природных ориентировкой на образец, по материалов. вопросам учителя. Знакомятся с разнообразными Составление плана выполнения плодами деревьев (желуди) и многодетальной поделки и изготовлением из них игрушек. оценивание своего изделия по Анализируют, ориентируясь на вопросам учителя. образец, по вопросам учителя, Столярные инструменты и при анализе образца выделяют правила работы с шилом название изделия, материал, детали и их пространственное расположение с помощью учителя. Составляют план выполнения многодетальной поделки и оценивают свое изделие с помощью учителя. Знакомятся с инструментами и правилами работы с шилом Изделия, игрушки, сделанные Рассказывают о изделиях, направлении, положении и пространственных связях частей в орнаменте. Ориентируются на плоскости листа. Изготавливают рамку для фотографии из бумаги. Владеют приемами «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги пополам», «симметричное вырезание из бумаги», «наклеивание листьев на бумажную поверхность» Повторяют правила заготовки природных материалов. Изучают изделия, игрушки, сделанные из природных материалов. Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (желуди) и изготовлением из них игрушек. Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя, при анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Составляют план выполнения многодетальной поделки и оценивают свое изделие по вопросам учителя. Знакомятся с инструментами и правилами работы с шилом Рассказывают о изделиях, игрушек из скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха», «Рыбка» 02.10 04.10 из природных материалов. Плоды деревьев (желуди). Анализ изделия, с ориентировкой на образец, по вопросам учителя. Составление плана выполнения многодетальной поделки и оценивание своего изделия по вопросам учителя. Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала. Навыки обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание Работа с бумагой и картоном – 8 часов 11- Повторение 2 Сорта бумаги (писчая, газетная, 12 пройденного в 1 09.10 рисовальная, салфеточная), классе по теме 11.10 свойства бумаги (прочность, «Виды и сорта толщина, гибкость, бумаги». влагоустойчивость). «Подставка для Фактура бумаги. кисти» Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага. игрушках, сделанных из природных материалов по вопросам учителя. Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (орехи) и изготовлением из них игрушек. Рассказывают о свойствах орехов (форма, величина, поверхность). Анализируют объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя. Составляют план выполнения поделки и оценивают свое изделие с помощью учителя. Изготавливают поделку из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и др.) под контролем учителя. Владеют навыками обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание игрушках, сделанных из природных материалов. Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (орехи) и изготовлением из них игрушек. Рассказывают о свойствах орехов (форма, величина, поверхность). Анализируют объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя. Составляют план выполнения поделки и оценивают свое изделие по вопросам учителя. Изготавливают поделку из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и др.). Владеют навыками обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание Сравнивают бумагу разных сортов свойства бумаги с помощью учителя. Изучают внешний вид (фактуру) бумаги на ощупь. Называют цвета, в которые окрашена бумага Сравнивают бумагу разных сортов (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная), свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Изучают внешний вид (фактуру) бумаги на ощупь. Составляют коллекцию «Сорта бумаги». 1314 Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. Аппликации «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом» 15- Технология 2 16.10 18.10 2 Словарная работа: газетная, книжная, писчая, почтовая, конвертная, салфеточная, туалетная, обойная, упаковочная Сезонные изменения в природе (зима, весна, лето, осень). Состояние деревьев в разные времена года. Сходства и различия деревьев в этих состояниях. Анализ, с опорой на образец, по вопросам учителя. Составление плана выполнения аппликации и оценивание своего изделия по вопросам учителя. Обработка бумаги с использованием приемов сминания. Правила работы с клеем и кистью. Пространственная ориентировка на листе бумаги (картона) и размещение предметного изображение на его поверхности Называют цвета, окрашена бумага Геометрические Изучают Изучают новые сведения о сезонных изменениях в природе (зима, весна, лето, осень). Знакомятся с состоянием деревьев в разные времена года. Определяют сходства и различия деревьев в этих состояниях по вопросам учителя. Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя. При анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение по вопросам учителя. Составляют план выполнения аппликации и оценивают свое изделие по вопросам учителя. Владеют навыками обработки бумаги с использованием приемов сминания. Повторяют правила работы с клеем и кистью. Ориентируются на листе бумаги (картона) и размещают предметное изображение на его поверхности под контролем учителя фигуры Изучают новые сведения о в которые Изучают новые сведения о сезонных изменениях в природе (зима, весна, лето, осень). Знакомятся с состоянием деревьев в разные времена года. Определяют сходства и различия деревьев в этих состояниях. Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя. При анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Составляют план выполнения аппликации и оценивают свое изделие по вопросам учителя. Владеют навыками обработки бумаги с использованием приемов сминания. Повторяют правила работы с клеем и кистью. Объясняют понятие «аппликация». Ориентируются на листе бумаги (картона) и размещают предметное изображение на его поверхности новые сведения о 16 складывания фигурки из бумаги. «Маска собачки» 23.10 25.10 (квадрат, треугольник). Сходство и различия этих фигур (стороны, углы). Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) Ориентировка в пространстве геометрической фигуры «квадрат». Чтение изобразительнографического плана с помощью учителя 1718 Разметка геометрических фигур по шаблонам. «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал» 2 06.11 08.11 Картон. Предметы, сделанные из картона, функциональная значимость в быту, игре, учебе. Технические сведения о картоне: сорт (переплетный, коробочный); цвет (серый, белый, желтый, цветной), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифленый); особенности (картон впитывает влагу и коробится; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Понятие «шаблон» и его животном мире. Называют геометрические фигуры. Сравнивают и устанавливают сходство и различия этих фигур по вопросам учителя. Ориентируются в пространстве геометрической фигуры «квадрат» и выполняют инструкцию, содержащую пространственную характеристику с помощью учителя. Читают изобразительнографический план с помощью учителя. Сгибают квадрат пополам и с угла на угол, совмещают стороны с опорными точками под контролем учителя Называют предметы, сделанные из картона, и определяют их функциональную значимость в быту, игре, учебе по вопросам учителя. Знакомятся с техническими сведениями о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Знакомятся с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Называют геометрические фигуры. Соблюдают правила работы с животном мире. Называют геометрические фигуры. Сравнивают и устанавливают сходство и различия этих фигур. Ориентируются в пространстве геометрической фигуры «квадрат». Выполняют инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Читают изобразительнографический план с помощью учителя. Комментируют ход работы. Сгибают квадрат пополам и с угла на угол, совмещают стороны с опорными точками Называют предметы, сделанные из картона, и определяют их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Знакомятся с техническими сведениями о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Знакомятся с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Называют геометрические фигуры. Соблюдают правила и работают с шаблоном. Соблюдают правила обведения шаблонов геометрических фигур. Выполняют экономную разметку геометрические формы. Правила работы с шаблоном. Разметка фигур на бумаге по образцу Работа с текстильными материалами – 4 часа 19- Изготовление 2 Свойства ниток, виды работы с 20 стилизованных 13.11 нитками (вязание, вышивание, ягод из ниток, 15.11 шитье, плетение, связывание в связанных в пучок). пучок. Анализ изделия из ниток. «Ягоды» План изготовления изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Приемы наматывания, связывания, резания ниток. Оценка качества выполненной работы в сравнении с образцом 2122 Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. 2 20.11 22.11 Назначение пуговиц, цвет, форма, материал, из которых производят пуговицы. Представления об одежде. Проверка знаний о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками. Вдевание нитки в иголку. шаблоном. фигур на бумаге по образцу Соблюдают правила обведения шаблонов геометрических фигур. Выполняют экономную разметку фигур на бумаге по образцу под контролем учителя Называют свойства ниток, о виды работы с нитками по вопросам учителя. Изучают новые сведения о назначении ниток. Анализируют изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Планируют выполнение изделия по предметнооперационному плану с частичной помощью учителя. Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток. Оценивают качество выполненной работы в сравнении с образцом с помощью учителя Рассказывают о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы по вопросам учителя. Рассказывают о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками по Называют свойства ниток, о виды работы с нитками. Изучают новые сведения о назначении ниток. Анализируют изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства. Планируют выполнение изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток. Оценивают качество выполненной работы в сравнении с образцом Рассказывают о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы. Рассказывают о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками. Вдевают нитку в иголку. Владеют приемом завязывания Прием завязывания узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями к ткани. Прием шитья «игла вверхвниз». Планирование с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя Работа с глиной и пластилином – 4 часа 23- Лепка из 2 Представления о глине как о 24 пластилина 27.11 материале для изготовления предметов 29.11 посуды. цилиндрической Геометрическое тело формы. «Кружка» «цилиндр». Проверка знаний о пластилине и его физических свойствах. Лепка чашки цилиндрической формы. Приемы «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Работа с опорой на предметно—операционный план с частичной помощью учителя вопросам учителя. Вдевают нитку в иголку. Владеют приемом завязывания узелка на конце нити. Пришивают пуговицы с двумя сквозными отверстиями к ткани под контролем учителя. Повторяют прием шитья «игла вверх-вниз». Планируют ход работы с опорой на предметнооперационный план с частичной помощью учителя узелка на конце нити. Пришивают пуговицы с двумя сквозными отверстиями к ткани. Повторяют прием шитья «игла вверх-вниз». Планируют ход работы с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя. Знакомятся с глиной как с материалом для изготовления посуды. Знакомятся с геометрическим телом «цилиндр». Сравнивают форму геометрического тела с предметами быта по вопросам учителя. Рассказывают о пластилине и его физических свойствах по вопросам учителя. Лепят чашки цилиндрической формы под контролем учителя. Владеют приемами «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Работают с опорой на предметно-операционный план Знакомятся с глиной как с материалом для изготовления посуды. Знакомятся с геометрическим телом «цилиндр». Сравнивают форму геометрического тела с предметами быта. Рассказывают о пластилине и его физических свойствах. Лепят чашки цилиндрической формы. Владеют приемами «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Работают с опорой на предметнооперационный план с частичной помощью учителя 2526 Лепка из 2 пластилина 04.12 предметов 06.12 конической формы (конструктивный способ). «Чашка из пластилиновых жгутиков» Пластилин и его физические свойства. Лепка конструктивным способом изделия конической формы. Понятия «конус», «усеченный конус». Прием «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Осуществление контроля способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради. Планирование работы с опорой на изобразительно-графический план Работа с природными материалами – 2 часа 27- Работа с 2 Представления о деревьях, 28 природными 10.12 листьях. материалами. 12.12 Представления о природном Аппликации из материале как о поделочном и листьев его художественно«Мальчик», выразительные свойства. «Девочка» Понятие «аппликация». Анализ аппликации и выделение основных признаков и свойств аппликационных изображений. Составление аппликации из сухих листьев с опорой на с помощью учителя Рассказывают о пластилине и его физических свойствах по вопросам учителя. Лепят конструктивным способом изделия конической формы под контролем учителя. Знакомятся с понятиями «конус», «усеченный конус». Владеют приемом «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Сравнивают предметы по величине по вопросам учителя. Осуществляют контроль длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради с помощью учителя. Планируют работу с опорой на изобразительно-графический план по вопросам учителя Рассказывают о деревьях, листьях по вопросам учителя. Сравнивают и находят сходство и различия в листьях деревьев по вопросам учителя. Рассказывают о природном материале как о поделочном и его художественновыразительных свойствах по вопросам учителя. Анализируют аппликацию и выделяют основные признаки и свойства аппликационных Рассказывают о пластилине и его физических свойствах. Лепят конструктивным способом изделия конической формы. Знакомятся с понятиями «конус», «усеченный конус». Владеют приемом «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Сравнивают предметы по величине. Осуществляют контроль длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради. Планируют работу с опорой на изобразительно-графический план. Рассказывают о деревьях, листьях. Сравнивают и находят сходство и различия в листьях деревьев. Рассказывают о природном материале как о поделочном и его художественно-выразительных свойствах. Анализируют аппликацию и выделяют основные признаки и свойства аппликационных изображений. Составляют аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно- предметно—операционный план в коллективной беседе изображений по вопросам учителя. Составляют аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план под контролем учителя операционный план Рассказывают о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности по вопросам учителя. Повторяют правила работы с шаблоном. Знакомятся с понятиями «контур», «силуэт». Вырезают ножницами по контурной линии под контролем учителя Знакомятся с понятием «бумажная мозаика». Выполняют приемы: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу» под контролем учителя. Анализируют изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Изготавливают изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью Рассказывают о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Повторяют правила работы с шаблоном. Знакомятся с понятиями «контур», «силуэт». Вырезают ножницами по контурной линии Работа с бумагой и картоном – 4 часа 2930 Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. «Машина» 2 18.12 20.12 Проверка знаний о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности Правила работы с шаблоном. Понятия «контур», «силуэт». Вырезание ножницами по контурной линии 3132 Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. «Яблоко», «Рыба» 2 25.12 27.12 Приемы изготовления плоских елочных игрушек в форме стилизованных изображений. Понятие «бумажная мозаика». Приемы: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу». Анализ изделия из бумаги и картона, выделение признаков и свойств. Изготовление изделий по предметно-операционному плану с частичной помощью Знакомятся с понятием «бумажная мозаика». Выполняют приемы: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу». Анализируют изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства. Изготавливают изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Изготавливают плоские елочные игрушки в форме стилизованных изображений учителя Работа с текстильными материалами – 2 часа 33- Изготовление 2 Представления об изделиях из 34 стилизованных 15.01 ниток как о декоративных фигурок из 17.01 украшениях. связанных пучков Анализ изделия из ниток, нитей. выделение его признаков и «Девочка», свойств по вопросам учителя. «Мальчик» Изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Приемы наматывания, связывания, резания ниток Работа с глиной и пластилином – 2 часа 35- Лепка чайной 2 Представления о глине как о 36 посуды в форме 22.01 поделочном материале и ее шара. 24.01 применение для изготовления «Чайник для посуды. заварки» Анализ объекта, выделение его признаков и свойств. Геометрическое тело «шар», его признаки. Скатывание пластилина кругообразными движениями до получения формы шара. Планирование хода работы по изобразительно-графическому плану и работа по плану при выполнении изделия. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя учителя. Изготавливают плоские елочные игрушки в форме стилизованных изображений Изучают изделия (декоративные украшения) из ниток. Анализируют изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства, по вопросам учителя. Изготавливают изделия по предметно-операционному плану с помощью учителя. Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток Изучают изделия (декоративные украшения) из ниток. Анализируют изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства, по вопросам учителя. Изготавливают изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток Изучают новые сведения о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления посуды. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Рассказывают о геометрическом теле «шар», его признаках по вопросам учителя. Скатывают пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Планируют ход работы по изобразительно-графическому плану и придерживаются плана работы при выполнении Изучают новые сведения о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления посуды. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства. Рассказывают о геометрическом теле «шар», его признаках. Скатывают пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Планируют ход работы по изобразительно-графическому плану и придерживаются плана работы при выполнении изделия. Подробно анализируют свое изделие по вопросам учителя изделия под контролем учителя. Подробно анализируют свое изделие по вопросам учителя Работа с бумагой и картоном – 4 часа 37- Изготовление из 2 Геометрические формы «круг» 38 бумаги игрушек в 28.01 и «шар», их признаки. форме шара. 30.01 Анализ объекта, выделение его «Шар из кругов» признаков и свойств. Изготовление шара из бумаги, состоящего из двух кругов. Понятие «симметрия». Приемы «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Сборка способом соединения заготовок в прорези 3940 Изготовление игрушек в форме шара из бумаги. «Шар из полос» 2 05.02 07.02 Геометрические формы «круг» и «шар», их признаки. Анализ объекта, выделение его признаков и свойств. Изготовление шара из бумаги, состоящего из 4—5 и более Рассказывают о геометрических формах «круг» и «шар», их признаках по вопросам учителя. Устанавливают сходства круга и шара с предметами, имеющими округлую форму, и рассказывают о применении этих изделий в быту по вопросам учителя. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Изготавливают шар из бумаги, состоящей из двух кругов под контролем учителя. Повторяют понятие «симметрия». Владеют приемами: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Осуществляют сборку способом соединения заготовок в прорези с помощью учителя Рассказывают о геометрических формах «круг» и «шар», их признаках по вопросам учителя. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Рассказывают о геометрических формах «круг» и «шар», их признаках. Устанавливают сходства круга и шара с предметами, имеющими округлую форму, и рассказывают о применении этих изделий в быту. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства. Изготавливают шар из бумаги, состоящей из двух кругов. Повторяют понятие «симметрия». Владеют приемами: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Осуществляют сборку способом соединения заготовок в прорези Рассказывают о геометрических формах «круг» и «шар», их признаках. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства. Изготавливают шар, состоящий из полос бумаги. Технические приемы «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосы-заготовки кольцом». Сборка способом склеивания заготовок Работа с текстильными материалами – 2 часа 41- Сматывание 2 Представления о нитках. 42 ниток в клубок. 12.02 Правила хранения ниток в виде «Шарики из 14.02 бобин, катушек, мотков, ниток разной клубков. величины» Геометрическая форма «шар» и его признаки. Приемы наматывания ниток на картон. Сматывание ниток в клубок на бумажный шарик. Приемы сминания бумаги и скатывания в шарик Работа с глиной и пластилином – 4 часа 43- Лепка по образцу 2 Представления о глине как о 44 стилизованных 18.02 поделочном материале и ее фигур животных. 20.02 применение для изготовления «Медвежонок» скульптуры. Понятие «скульптура» и произведения этого вида искусства. Лепка фигурок животных Изготавливают шар, состоящий из 4—5 и более полос бумаги под контролем учителя. Владеют приемами «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосы-заготовки кольцом» с помощью учителя. Собирают изделие способом склеивания заготовок под контролем учителя 4—5 и более полос бумаги. Владеют приемами «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосызаготовки кольцом». Собирают изделие способом склеивания заготовок Изучают новые сведения о нитках. Знакомятся с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Рассказывают о геометрической форме «шар» и его признаках по вопросам учителя. Наматывают нитки на картон. Сматывают нитки в клубок на бумажный шарик под контролем учителя. Выполняют прием сминания бумаги и скатывания в шарик Изучают новые сведения о нитках. Знакомятся с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Рассказывают о геометрической форме «шар» и его признаках. Наматывают нитки на картон. Сматывают нитки в клубок на бумажный шарик. Выполняют прием сминания бумаги и скатывания в шарик Изучают новые сведения о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления скульптуры. Знакомятся с понятием «скульптура» и произведениями этого вида искусства. Изучают новые сведения о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления скульптуры. Знакомятся с понятием «скульптура» и произведениями этого вида искусства. Лепят фигурки животных конструктивным способом. Анализ образца, выделение основных геометрических форм. Составление плана лепки изделия с опорой на наглядность. Приемы соединения деталей в одно целое 4546 Лепка стилизованных фигур птиц. «Утка» 2 25.02 27.02 Сведения о скульптуре и ее предназначении. Конструктивный способ лепки. Пластический способ лепки из пластилина. Приемы лепки «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание»,«вдавливание ». Составление плана лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя Лепят фигурки животных конструктивным способом под контролем учителя. Рассказывают о животных по вопросам учителя. Анализируют образец, выделяют в нем основные геометрические формы по вопросам учителя. Анализируют объект самостоятельно или с частичной помощью учителя. Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность с помощью учителя. Соединяют детали в одно целое Рассказывают о скульптуре и ее предназначении по вопросам учителя. Рассказывают о конструктивном способе лепки по вопросам учителя. Знакомятся с пластическим способом лепки. Рассказывают о птицах по вопросам учителя. Владеют приемами лепки «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание», «вдавливание». Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность и с помощью учителя конструктивным способом. Рассказывают о животных. Анализируют образец, выделяют в нем основные геометрические формы. Анализируют объект самостоятельно или с частичной помощью учителя. Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность. Соединяют детали в одно целое Рассказывают о скульптуре и ее предназначении. Рассказывают о конструктивном способе лепки. Знакомятся с пластическим способом лепки. Рассказывают о птицах. Владеют приемами лепки «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание», «вдавливание». Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя Работа с природными материалами – 2 часа 47- Изготовление из 2 Представления о растительном 48 шишки 05.03 мире (хвойные деревья). стилизованных 07.03 Ели и ее характерные фигурок особенностями. человечка и Сосна и ее особенности. птички. Строение сосновой и еловой «Человечек из шишек. шишки». Изготовление из шишек «Сова», «Утка», человечка с использованием «Журавль», дополнительных поделочных «Лебедь» материалов (пластилин). Составление плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. Работа в соответствии с планом и отчет о проделанной работе Работа с бумагой и картоном – 2 часа 49- Аппликация 2 Анализ композиции, состоящей 50 «Грузовик» 12.03 из геометрических фигур. 14.03 Способ разметки деталей по линейке. Резание ножницами по размеченным линиям. Составление аппликаций из размеченных деталей («Грузовик» и «Автофургон»). Изучают новые сведения о растительном мире. Рассказывают о ели и ее характерных особенностями по вопросам учителя. Знакомятся с сосной и ее особенностями. Сравнивают деревья и находят сходства и различия между ними по вопросам учителя. Изучают строения и другие свойства и признаки сосновой и еловой шишек. Изготавливают из шишек человечка с использованием дополнительных поделочных материалов. Составляют план работы с опорой на наглядный образец по вопросам учителя. Работают в соответствии с планом под контролем учителя и отчитываются о проделанной работе по вопросам учителя Изучают новые сведения о растительном мире. Рассказывают о ели и ее характерных особенностями. Знакомятся с сосной и ее особенностями. Сравнивают деревья и находят сходства и различия между ними. Изучают строения и другие свойства и признаки сосновой и еловой шишек. Изготавливают из шишек человечка с использованием дополнительных поделочных материалов. Составляют план работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. Работают в соответствии с планом и отчитываются о проделанной работе Рассказывают о линейке по вопросам учителя. Называют геометрические фигуры. Анализируют композицию, состоящую из геометрических фигур по вопросам учителя. Размечают детали по линейке под контролем учителя. Рассказывают о линейке. Называют геометрические фигуры. Анализируют композицию, состоящую из геометрических фигур. Размечают детали по линейке. Владеют навыками резания ножницами по размеченным линиям. Осуществление действий контрольных Владеют навыками резания ножницами по размеченным линиям. Составляют аппликацию из деталей. Осуществляют контрольные действия по вопросам учителя Работа с текстильными материалами – 6 часов 51- Составление 2 Применение и назначение 52 коллекции 18.03 ткани в жизни людей. тканей. 20.03 Процесс изготовления ткани. «Коллекция Различение ткани по окраске и тканей» другим свойствам. Сорта ткани и их применение в одежде. Составление коллекции тканей 5354 Раскрой из ткани заготовки изделия. «Квадраты из ткани 5 Х 5 см» 55- Соединение 2 02.04 04.04 Профессия портного. Инструменты и приспособления, необходимые для швейных работ. Технология раскроя и резания ткани по выкройке 2 Проверка знаний о профессии Рассказывают о ткани и нитках, о применении и назначении ткани в жизни людей по вопросам учителя. Знакомятся с процессом изготовления ткани. Различают ткани по окраске и другим свойствам. Знакомятся с сортами ткани и их применением в одежде. Составляют коллекцию тканей под контролем учителя Рассказывают о ткани по вопросам учителя. Знакомятся с профессией портного. Знакомятся с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ. Знакомятся с технологий раскроя и резания ткани по выкройке. Учатся правильному движению рук при работе ножницами в процессе раскроя ткани Рассказывают о профессии Составляют аппликацию из деталей. Осуществляют контрольные действия. Отвечают на вопросы учителя связными предложениями Рассказывают о ткани, о применении и назначении ткани в жизни людей. Рассказывают о нитках. Знакомятся с процессом изготовления ткани. Различают ткани по окраске и другим свойствам. Знакомятся с сортами ткани и их применением в одежде. Составляют коллекцию тканей Рассказывают о ткани. Знакомятся с профессией портного. Знакомятся с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ. Знакомятся с технологий раскроя и резания ткани по выкройке. Учатся правильному движению рук при работе ножницами в процессе раскроя ткани Рассказывают о профессии 56 деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. «Игольница» 09.04 11.04 портного, швеи. Технология сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Правила хранения игл. Представления о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Изготовление игольницы по образцу. Составление плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя Работа с бумагой и картоном – 2 часа 57- Поздравительная 2 Анализ объекта 58 открытка 16.04 (поздравительная открытка), «Сказочный 18.04 выделение его признаков и цветок» свойств. Составление плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или по вопросам учителя. Способ вырезания из бумаги, сложенной пополам. Изготовление поздравительной открытки по образцу портного, швеи по вопросам учителя. Знакомятся с технологией сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Знакомятся с правилами хранения игл. Изучают новые сведения о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Изготавливают игольницы по образцу под контролем учителя. Составляют план работы с опорой на наглядный образец по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя связными предложениями портного, швеи. Знакомятся с технологией сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Знакомятся с правилами хранения игл. Изучают новые сведения о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Изготавливают игольницы по образцу. Составляют план работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя связными предложениями Рассказывают о значении открытки в жизни людей по вопросам учителя. Знакомятся с историей, формой, величиной и оформлением открытки. Рассказывают о праздниках по вопросам учителя. Изготавливают поздравительную открытку по образцу под контролем учителя. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Составляют план работы с Рассказывают о значении открытки в жизни людей. Знакомятся с историей, формой, величиной и оформлением открытки. Рассказывают о праздниках. Изготавливают поздравительную открытку по образцу. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства. Составляют план работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или по вопросам учителя. Работают в соответствии с планом. опорой на наглядный образец Владеют способом вырезания из по вопросам учителя. бумаги, сложенной пополам Работают в соответствии с планом под контролем учителя. Владеют способом вырезания из бумаги, сложенной пополам Работа с пластилином – 2 часа 59 Изготовление 2 -60 композиции из 23.04 пластилина к 25.04 сказке «Колобок» Понятия «иллюстрация» и «макет». Анализ содержания иллюстративного материала к сказке «Колобок». Составление плана работы с опорой на наглядность. Приемы: «скатывание пластилина в форме шара, жгутиков, конуса», «вытягивание, сплющивание и сгибание пластилина в нужном направлении». Лепка изделия конструктивным способом. Сборка макета Знакомятся с понятиями «иллюстрация» и «макет». Находят сходства и различия между этими видами изображений по вопросам учителя. Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделяют главное и второстепенное в изделии; определяют пространственное положение деталей на макете; выявляют пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета по вопросам учителя. Составляют план работы с опорой на наглядность с помощью учителя. Выполняют изделие в соответствии с планом под контролем учителя. Владеют приемами: «скатывание пластилина в форме шара, жгутиков, конуса», «вытягивание, сплющивание и сгибание пластилина в нужном направлении». Знакомятся с понятиями «иллюстрация» и «макет». Находят сходства и различия между этими видами изображений. Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделяют главное и второстепенное в изделии; определяют пространственное положение деталей на макете; выявляют пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета. Составляют план работы с опорой на наглядность. Выполняют изделие в соответствии с планом. Владеют приемами: «скатывание пластилина в форме шара, жгутиков, конуса», «вытягивание, сплющивание и сгибание пластилина в нужном направлении». Лепят изделие конструктивным способом. Собирают макет Лепят изделие конструктивным способом. Собирают макет Работа с бумагой и картоном – 4 часа 61- Изготовление 2 Проверка знаний детей о 62 композиции к 30.04 иллюстрации и макете, их сказке «Колобок» 07.05 сходстве и различиях. из складных Анализ содержания бумажных иллюстративного материала к фигурок сказке «Колобок». Составление плана работы над изделием с опорой на наглядность. Складывание из бумаги фигурок колобка и волка. Приемы сгибания бумаги: «сгибание квадрата и прямоугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол». Составление композиции из бумажных фигурок 63- Изготовление 2 Проверка знаний дорожных 64 модели 14.05 знаков и правил перехода дорожного знака. 16.05 улицы. Модель Сравнение образца модели дорожного указателя «Переход» с указателя иллюстрацией. «Переход» Скручивание трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш». Приемы вырезания из бумаги. Изготовление модели указателя «Переход» с составлением Рассказывают о иллюстрации и макете, их сходстве и различиях по вопросам учителя. Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок» по вопросам учителя. Составляют план работы над изделием с опорой на наглядность с помощью учителя. Складывают из бумаги фигурки колобка и волка частично с помощью учителя в соответствии с пооперационным планом. Составляют композицию из бумажных фигурок Рассказывают о дорожных знаках и правилах перехода улицы по вопросам учителя. Сравнивают образец модели указателя «Переход» с иллюстрацией по вопросам учителя. Рассказывают о геометрических фигурах. Выполняют модель указателя «Переход» по предметнооперационному плану с помощью учителя. Рассказывают о иллюстрации и макете, их сходстве и различиях. Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок». Составляют план работы над изделием с опорой на наглядность самостоятельно и частично с помощью учителя. Выполняют изделие самостоятельно и частично с помощью учителя в соответствии с пооперационным планом. Складывают из бумаги фигурки колобка и волка. Составляют композицию из бумажных фигурок Рассказывают о дорожных знаках и правилах перехода улицы. Сравнивают образец модели указателя «Переход» с иллюстрацией. Рассказывают о геометрических фигурах. Выполняют модель указателя «Переход» по предметнооперационному плану. Скручивают трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на последовательности действий по предметно-операционному плану из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорции и размеры Работа с текстильными материалами – 4часа 65- Вышивание 2 Вышивка. 66 сметочным 21.05 Понятия «шитье», «вышивка», стежком. 23.05 «стежок», «расстояние между «Закладка из стежками». канвы» Виды отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Правила безопасной работы с иглой. Вышивание закладки сметочным стежком и оформлению концов закладки кисточками 6768 Вышивание стежком перевивом («шнурок»). «Салфетка канвы» с из 2 28.05 30.05 Понятия «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Виды отделочных ручных стежков. Вышивание сметочным стежком. Скручивают трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш» с помощью учителя. Владеют приемами вырезания из бумаги. Составляют модель из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорции и размеры под контролем учителя карандаш». Владеют приемами вырезания из бумаги. Составляют модель из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорции и размеры Изучают новые сведения о вышивке. Знакомятся с понятиями «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомятся с видами отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Вышивают закладки сметочным стежком и оформляют концы закладки кисточками с помощью учителя. Повторяют правила безопасной работы с иглой по вопросам учителя Изучают новые сведения о вышивке. Рассказывают о понятиях «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками» по вопросам учителя. Знакомятся с видами Изучают новые сведения о вышивке. Знакомятся с понятиями «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомятся с видами отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Вышивают закладки сметочным стежком и оформляют концы закладки кисточками. Повторяют правила безопасной работы с иглой Изучают новые сведения о вышивке. Рассказывают о понятиях «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомятся с видами отделочных ручных стежков (стежок с Правила безопасной работы с отделочных ручных стежков иглой (стежок с перевивом, или «шнурок»). Вышивают сметочным стежком под контролем учителя. Соблюдают правила безопасной работы с иглой перевивом, или «шнурок»). Вышивают сметочным стежком. Соблюдают правила безопасной работы с иглой