РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» 4 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) на 2024- 2025 учебный год Разработана педагогом –дефектологом высшей квалификационной категории Ананишновой Л.Ю. Астрахань, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Цель обучения - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарными знаниями по русскому языку, воспитание интереса к родному языку. Задачи обучения: − уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); − формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; − коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; − формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; − развитие навыков устной коммуникации; − формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе определяет следующие задачи: − обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений; − обучение связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи; − формирование практически значимых орфографических и пунктуационных умений и навыков; − развитие произносительной стороны речи; − формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку; − уточнение, расширение и активизация словарного запаса. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе Личностные результаты: − осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, русский язык − осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества; установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на уроках русского языка. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе Минимальный уровень: − различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердостимягкости; − делить слова на слоги для переноса; − списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текстов с орфографическим проговариванием; − записывать под диктовку слова и короткие предложения (2 - 4 слова) с изученными орфограммами; − обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки); − дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; − составлять предложения, восстанавливая в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; − выделять из текста предложения на заданную тему; − участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: − различать звуки и буквы; − уметь дать характеристику гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; − списывать рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; записывать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (30 - 35 слов); − дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); − составлять и распространять предложение, устанавливать связи между словами с помощью учителя, уметь ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); − делить текст на предложения; − выделять тему текста (о чем идет речь), выбирать один заголовка из нескольких, подходящий по смыслу; − самостоятельная записывать 3 - 4 предложения из составленного текста после его анализа. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; (жизненными) − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Основные критерии оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или) несоответствие науке и практике; полнота и надёжность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний. При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание: − правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; − полнота ответа; − умение практически применять свои знания; − последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, соответствующий требованиям если обучающийся оценки «5», дает ответ, в целом но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Примерный объем письменных текстов: − в контрольных работах – 35 - 40 слов (контрольные диктанты должны содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило); − в словарном диктанте – 5 8 слов. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: − оценка «5» ставится за работу без ошибок; − оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками; − оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками. В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается; б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами: Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления. Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Оценка «2» - не ставится. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение русскому языку в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе. В 4 классе овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов: названия предметов, действий и признаков, родственные слова. Цель таких упражнений: обогащать словарь обучающихся данными разрядами слов в контексте определённых тем, научить употреблять в речи слова в различных формах в зависимости от их связи с другими словами, составлять словосочетания и предложения. Эта тема занимает в программе особое место, поскольку предложение является минимальной единицей коммуникативного уровня. В процессе выполнения практических упражнений обучающиеся знакомятся с некоторыми признаками предложения: законченность мысли, связь слов в предложении, порядок слов. На этом этапе выполняются разнообразные упражнения в распространении и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению, проводится работа с деформированным предложением. Знакомясь с порядком слов в предложении, обучающиеся узнают и о вариативности этого порядка. В этой теме даются также знания об интонационном разнообразии предложений и их пунктуационном оформлении. В 4 классе особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Продолжается работа с деформированным текстом. Обучающиеся учатся писать небольшое изложение под руководством учителя; делают описание картин по коллективно составленному плану; учатся оформлять деловые бумаги: письмо адреса на конверте. Внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место на каждом уроке. На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текстов. Содержание разделов № Название раздела п/п Количество часов Контрольные работы 1. Повторение 10 1 2. Звуки и буквы 46 2 3. Слово 38 2 4. Предлоги 10 1 5. Предложение 18 2 6. Повторение 12 1 136 9 Итого: III. № Тема предмета во ча -Косо л в 1 четверть (32ч) 1 День знаний 2 Предложение. Выделение его из текста ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности обучающихся Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Повторение - 8 часов 1 02.09 1 03.09 Различение набора слов и предложения. Определение количества предложений в тексте. Повторение и закрепление правил записи предложения. Выделение границ предложения в тексте. Запись предложений в тетрадь Отвечают на вопросы. Составляют предложения по сюжетной (предметной) картинке с помощью наводящих вопросов учителя. Определяют количество предложений в тексте после предварительного разбора. Списывают предложения Отвечают на вопросы. Составляют грамматически правильно оформленные предложения по сюжетной (предметной) картинке. Находят границы предложений в тексте, записанном без деления на предложения. Определяют количество предложений в тексте. Записывают предложения в тетрадь 12 3 Предложение законченное и незаконченное 1 04.09 Минутка чистописания. Законченное и незаконченное предложение; завершение предложений с помощью картинки. Запись предложений в тетрадь 4 Завершение начатого предложения 1 05.09 Минутка чистописания. Упражнения в завершении начатого предложения подходящими по смыслу словами. Запись предложений Читают правила оформления предложения. Находят в тексте законченное предложение. Составляют законченное предложения, используя картинки. Списывают предложения Читают правила оформления предложения. Составляют начатое предложение из слов. Списывают предложения в тетрадь Закрепляют правила оформления предложения. Различают предложение законченное и незаконченное. Составляют законченное предложения, используя картинки и слова. Записывают предложения в тетрадь Закрепляют правила оформления предложения. Умеют заканчивать мысль в предложениях с опорой на сюжетную картинку. Записывают предложения 13 5-6 Предложение и его схема. Распространение предложений 7 Порядок слов в предложении 2 09.09 10.09 1 11.09 Повторение правил оформления предложений в письменной речи. Различение распространённого и нераспространённого предложений; распространять предложения с помощью схемы. Повторение правил построения схемы предложения. Списывание предложений с печатного текста Упражнения в умении правильно расставлять порядок слов в предложении; восстановлении нарушенного порядка слов в предложении. Повторение правил оформления предложений в письменной речи. Называют правила оформления предложения с опорой на наглядность. Различают распространённое и нераспространённое предложения. Строят схему предложения с помощью учителя. Списывают предложения с печатного текста Называют правила оформления предложения. Сравнивают предложения нераспространённое и распространённое (без использования терминов). Распространяют предложения с помощью предметных картинок, вопросов и схем. Чертят схему предложения. Списывают предложения с печатного текста Называют правила оформления предложения с опорой на наглядность. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении. Записывают предложения по образцу. Выполняют комментированное письмо с соблюдением правил записи предложения с опорой на схему Называют правила оформления предложения. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении. Обсуждают варианты выполнения предложенного задания. Выполняют комментированное письмо с соблюдением правил записи предложения 14 Комментированное письмо с соблюдением правил записи предложения 8 Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков 1 12.09 9 Составление предложений по сюжетной картинке 1 16.09 Упражнения в согласовании словпризнаков со словами действиями и предметами. Списывание предложений с печатного текста, с соблюдением правила написания предложения. Нахождение и обозначение в предложении слов предметов, действий и признаков Расстановка предложений по порядку следования картинок. Упражнения в составлении предложения в последовательности изображения событий на картинках Называют правила оформления предложения с опорой на наглядность. Находят и выделяют в предложении названия предметов, действий и признаков. Списывают предложения с печатного текста Называют правила оформления предложения. Находят и выделяют в предложении названия предметов, действий и признаков. Составляют разные предложения, подбирая по смыслу названия предметов, действий и признаков, и распространяют получившиеся предложения другими словами Называют правила оформления предложения. Составляют предложения из слов по сюжетной картинке. Списывают предложения с печатного текста Называют правила оформления предложения. Составляют разные предложения, подбирая по смыслу названия предметов, действий и признаков. Распространяют предложения словами с использованием сюжетной картинки. Выполняют расстановку предложений по порядку следования картинок 15 10 Входная контрольная работа по теме «Предложение» 1 17.09 11 Работа над ошибками. Закрепление знаний 1 18.09 Повторение основных правил. Чтение и разбор текста. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматических заданий. Проверка работы самостоятельно Называют правила оформления предложения. Списывают с печатного текста . Выполняют грамматическое задание. Осуществляют самоконтроль Повторяют основные правила написания предложений. Пишут текст под диктовку. Выполняют грамматическое задание. Осуществляют самоконтроль Звуки и буквы – 42 ч. 16 12 Алфавит. Гласные и согласные звуки. 13- Ударные и 14 безударные гласные. Их различение. 1 19.09 Порядок букв в русском алфавите. Упражнение в правильном чтении букв алфавита. Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке. Запись слов в алфавитном порядке 2 Знакомство с правилом 23.09- одного ударного 24.09 гласного в слове. Упражнения в выделении ударного гласного звука голосом. Упражнения в определении ударных и безударных слогов. Запись в тетрадь слов родственников, расстановка ударений, выделение безударных гласных. Чтение текста и запись его в тетрадь. Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Записывают слова в алфавитном порядке с опорой на картинный алфавит. Различают звуки и буквы. Различают гласные и согласные звуки и буквы на слух. Правильно называют порядок букв в алфавите. Пользуются орфографическим словарём, чтобы расположить слова в алфавитном порядке. Находят ошибки в расположении слов по алфавиту. Записывают слова в алфавитном порядке Выделяют голосом ударный гласный в слове. Различают ударные и безударные гласные звуки с помощью учителя. Называют безударные гласные звуки. Записывают словародственники в тетрадь, расставляют ударения и выделяют безударные гласные с помощью учителя. Записывают его в тетрадь и подбирают слова к схемам с помощью учителя Выделяют голосом ударный гласный звук в слове. Различают ударные и безударные гласные. Наблюдают за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Записывают слова родственники в тетрадь, расставляют ударения и выделяют безударные гласные. Читают текст и записывают его в тетрадь, подбирают слова к схемам 17 Правописание безударных гласных. 1 25.09 Наблюдение за гласными Выделяют голосом ударный в слове в ударной и гласный в слове. безударной позициях. Правильно ставят ударение в словах с помощью опорных схем. Правильно ставят ударение в словах. Наблюдают за гласными в слове в ударной и безударной позициях. 16- Одинаковое 17 написание гласных в ударной и безударной позиции 2 26.09 30.09 Соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствием в безударной позиции; проверка безударной гласной в слове; правильная постановка ударения в словах С помощью учителя выполняют правильную постановку ударения в словах. Подбирают проверочные слова с опорой на картинку. Записывают слова в тетрадь Выделяют голосом ударный гласный в слове. Сравнивают произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. Подбирают проверочные слова. Записывают слова в тетрадь, правильно ставят ударения в словах 18- Проверка 20 безударной гласной в слове 3 01.10 02.10 03.10 Составляют словосочетания и предложения с данными словами. Выделение голосом ударного гласного в слове, постановка знака ударения. Подбор проверочного слова, постановка ударения в слове Составляют словосочетания и предложения с опорой на картинки. Выделяют голосом ударный гласный звук в слове с помощью учителя. Ставят ударение в словах с помощью учителя. Тренируются в подборе проверочного слова и постановки ударения в слове . Записывают слова после предварительного разбора Делят словарные слова на слоги, ставят ударение и выделяют трудную букву. Составляют словосочетания и предложения. Делают вывод о необходимости проверки безударного гласного в слове. Проверяют безударный гласный звук в слове. Выполняют проверку безударных гласных по данному образцу рассуждения. Записывают слова с проверкой, обозначают орфограмму 15 18 21- Проверяемые и 22 непроверяемые безударные гласные 2 07.10 08.10 Выделение проверяемых и непроверяемых безударных гласных. Знакомство с новыми словарными словами. Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы с помощью учителя. Выделяют слова с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными после предварительного разбора. Записывают слова по образцу Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Выделяют слова с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными. Приводят примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Записывают слова под диктовку Повторяют основные правила. Списывают текст по заданной теме. Выполняют грамматические задания: подбирают проверочные слова самостоятельно, определяют количество звуков и букв. Осуществляют самоконтроль. 23 Контрольное списывание «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные» 1 09.10 Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Списывание с печатного текста с выполнением грамматических заданий Проверка работы самостоятельно. Повторяют основные правила с опорой на памятки. Выполняют списывание текста по теме. Выполняют грамматические задания: подбирают проверочные с опорой на памятку. Осуществляют самоконтроль. 24 Работа над ошибками. Закрепление знаний. 1 10.10 Закрепление знаний. Повторяют основные правила Повторяют основные правила. Осуществляют самоконтроль. с опорой на памятки. Осуществляют самоконтроль 19 25 Твёрдые и мягкие согласные. Их различение. 26- Обозначение 27 мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я 1 14.10 2 15.10 16.10 Работа со слогами и словами с использованием схем: выделение и называние твёрдых и мягких согласных. Упражнения в различении твёрдости и мягкости согласных звуков по гласным буквам. Дополнение предложений пропущенными словами. Запись предложений в тетрадь Сравнение написания слогов с твёрдым и мягким согласными. Повторение правила о твёрдых и мягких согласных. Упражнения в написании слов с буквами И, Е, Ё, Ю, Я после согласных. Запись в тетрадь предложений с выбором гласной, обозначение мягкости согласных звуков Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Выделяют и называют с использованием схем твердые и мягкие согласные звуки в словах. Записывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные с помощью учителя. Списывают предложения с печатного текста Различают на слух твёрдые и мягкие согласные, правильно обозначают их соответствующими гласными буквами. Выделяют и называют твердые и мягкие согласные звуки в словах. Записывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные. Повторяют правила о твёрдых и мягких согласных. Различают на слух и выделяют буквы И, Е, Ё, Ю, Я в словах. Пишут слова после предварительного звукобуквенного анализа с помощью учителя Повторяют правила о твёрдых и мягких согласных. Различают на слух и выделяют буквы И, Е, Ё, Ю, Я в словах. Записывают предложения, обозначают мягкость согласных перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я. 20 28- Буква мягкий знак 30 Ь на конце и в середине слова 31 Контрольный диктант по теме: «Твердые и мягкие согласные» 3 17.10 21.10 22.10 Повторение правила о твёрдых и мягких согласных. Упражнения в подборе слов к схемам. Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Запись слов в тетради, обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой мягкий знак Отгадывают ребусы, составляют словарные слова и записывают их в тетрадь с помощью учителя. Составляют словосочетания и предложения с данными словами по опорным картинкам. Повторяют правило о твёрдых и мягких согласных. Различают на слух твёрдые и мягкие согласные в середине слова. Упражняются в написании слов с мягким знаком на конце и в середине слова с опорой на картинный материал Отгадывают ребусы, составляют словарные слова и записывают их в тетрадь. Составляют предложения с данными словами. Повторяют правило о твёрдых и мягких согласных. Различают на слух твёрдые и мягкие согласные в середине слова. Обозначают мягкость согласных звуков на письме буквой мягкий знак на конце и в середине слова. Подбирают слова к схемам. Пишут слова с мягким знаком на конце и в середине слова 2 23.10 Чтение и разбор текста. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматических заданий: обозначение твердых и мягких согласных. Проверка работы самостоятельно Повторяют основные правила с опорой на памятки. Списывают текст с печатного текста, вставляя пропущенные буквы после предварительного разбора. Осуществляют самоконтроль. Повторяют основные правила. Пишут текст под диктовку. Выполняют грамматические задания: определяют твердые и мягкие согласные. Осуществляют самоконтроль. 21 32 Работа над ошибками. Закрепление знаний. 1 24.10 Закрепление знаний. Повторяют основные Повторяют основные правила. правила с опорой на памятки. Осуществляют самоконтроль. Осуществляют самоконтроль 2 четверть – 32 ч. (факту 31 ч., т.к. 04.11 праздничный день) 1 - Написание ЖИ2 ШИ, ЧА-ЩА, ЧУЩУ в словах. Активизация словаря по теме 3 05.11 06.11 Составление слов из слогов с шипящими согласными. Упражнения в распознавании шипящих согласных. Правило правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ. Изменение слов по образцу, составление предложений с данными словами. Запись слов с гласными, после согласных Называют шипящие согласные. Составляют слова из слогов с шипящими согласными с помощью учителя. Закрепляют правило правописания слов с шипящими с опорой на памятку. Пишут сочетания с шипящими согласными в словах. Изменяют слова по образцу, составляют словосочетания с данными словами. Называют шипящие согласные. Упражняются в распознавании шипящих согласных. Составляют слова из слогов с шипящими согласными. Закрепляют правило правописания слов с шипящими. Применяют правило правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ на письме. Пишут слова с шипящими согласными. 22 3 Написание ЖИШИ, ЧА-ЩА, ЧУЩУ в словах 1 07.11 4 Различение правил правописания в словах 1 11.11 Повторение шипящих согласных: ж, ш, ч, щ, их характеристика. Повторение правила правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ. Написание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ. Выборочный диктант слов с сочетанием ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ Упражнения в распознавании сочетаний: ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ. Нахождение слов в соответствии со схемой, объяснение написаний этих слов. Написание слов с непроверяемой гласной, с безударной гласной, проверяемой ударением, с мягким знаком на конце и в середине слова. Называют шипящие согласные. Составляют слова из слогов с шипящими согласными с помощью учителя. Пишут сочетания с шипящими согласными в словах. Выбирают слова из прочитанного текста и записывают их Выделяют сочетания букв ЖИШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах. Делают выводы о правильности написания данных сочетаний в словах. Упражняются в написании слов с шипящими согласными. Записывают слова из прослушанного текста и подчеркивают звукосочетания Называют шипящие согласные. Пишут сочетания с шипящими согласными в словах. Упражняются в нахождении слов в соответствии со схемой. Составляют предложения с помощью наводящих вопросов. Записывают предложения по образцу Называют шипящие согласные. Различают правила правописания сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУЩУ в словах. Находят слова в соответствии со схемой. Объясняют написание слов. Составляют предложения по образцу и записывают их 23 5 Разделительный мягкий знак перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я. Знакомство с разделительным мягким знаком 1 12.11 6 Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него 1 13.11 Сравнение чтения и написания слов с разделительным мягким знаком. Выделение буквы мягкий знак в слове, обозначающей мягкость согласных. Вставка слогов с разделительным мягким знаком в слова из скобок. Чтение слогов и слов с разделительным мягким знаком и запись слов в тетрадь. Объяснение написания слов с мягкий знаком Повторение правила деления слов на слоги. Знакомство с правилом переноса слов с разделительным мягким знаком. Упражнения в умении делить слова с разделительным мягким знаком и переносить их. Деление слов на слоги и для переноса Выделяют букву мягкий знак в слове. Правильно произносят и записывают слова с разделительным мягким знаком. Вставляют пропущенные слоги после предварительного разбора и объяснения. Читают слоги и слова с разделительным мягким знаком и записывают слова в тетрадь с учебника Правильно произносят и записывают слова с разделительным мягким знаком. Доказывают правильность написания данных слов с разделительным мягким знаком. Вставляют пропущенные слоги в слова из скобок. Читают слоги и слова с разделительным мягким знаком и записывают слова в тетрадь по диктовку Применяют на письме правило переноса слов с разделительным мягким знаком, опираясь на памятку. Упражняются в делении слов на слоги и для переноса. Записывают слова после предварительного разбора Применяют на письме правило переноса слов с разделительным мягким знаком и без него. Упражняются в делении слов на слоги и для переноса. Записывают слова 24 78 Правило правописания слов с разделительным мягким знаком 2 14.11 18.11 Знакомство с правилом написания слов с разделительным мягким знаком. Ознакомление со словарным словом: здоровье, обозначение ударения, указание количества слогов, выделение трудной буквы. Составление словосочетаний и предложений. Повторение правила деления слов на слоги. Упражнения в правописании слов с разделительным мягким знаком. Запись слов в тетрадь Знакомятся со словарным словом «здоровье», обозначают ударение, указывают количество слогов, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют словосочетаний и предложений с опорой на картинки. Повторяют правила деления слов на слоги. Тренируются в правильности произношения и записи слов с разделительным мягким знаком Знакомятся со словарным словом «здоровье», обозначают ударение, указывают количество слогов, выделяют трудную букву. Составляют словосочетаний и предложений. Повторяют правила деления слов на слоги. Тренируются в правильности произношения и записи слов с разделительным мягким знаком. Доказывают правильность написания данных слов, записывают их в тетрадь 25 9 Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него 10 Мягкий знак для -11 обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак 1 19.11 2 20.11 21.11 Сравнение и запись слов с разделительным мягким знаком и без него. Чтение пар слов сходных по буквам с разделительным мягким знаком и без него. Ознакомление со значением словарного слова: деревня, обозначение ударения, указание количества слогов, выделение трудной буквы. Составление словосочетаний и предложений с данным словом Объяснение написания мягкого знака в словах для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. Работа в составлении схемы слов с мягким знаком. Картинный словарный диктант. Различают сходные по буквам слова с разделительным мягким знаком и без него. Записывают пары слов с разделительным мягким знаком и без него после предварительного разбора. Знакомятся со значением словарного слова: деревня, ставят ударение, делят слово на слоги и подчеркивают трудную букву с помощью учителя. Составляют словосочетания и предложения с данным словом по опорным картинкам Упражняются в умении слышать, правильно произносить и записывать пары слова с разделительным мягким знаком и без него. Читают стихотворение, записывают его в тетрадь и подчеркивают сходные по буквам слова. Доказывают правильность написания данных слов. Знакомятся со значением словарного слова: деревня, ставят ударение, делят слово на слоги и подчеркивают трудную букву. Составляют словосочетания и предложения с данным словом Сравнивают слова с мягким знаком и слова с разделительным мягким знаком. Составляют схемы слов с мягким знаком с помощью учителя. Записывают словарные слова с опорой на словарь Сравнивают слова с мягким знаком и слова с разделительным мягким знаком. Упражняются в умении правильно записывать слова с разделительным мягким знаком и без него. Составляют схемы слов с мягким знаком. Записывают словарные слова 26 12 Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний 1 25.11 12 Диктант «Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я « 1 26.11 Работа над ошибками. Закрепление знаний. 1 27.11 13 Объяснение написания слов с мягким знаком, различение правописания слов с мягкими согласными и разделительным мягким знаком. Упражнения в записи слов и предложений Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматического задания: выделение разделительного мягкого знака в словах; определение количества звуков и букв в словах. Проверка работы самостоятельно Произносят и записывают слова с разделительным мягким знаком с помощью учителя. Выделяют мягкий знак в словах Объясняют написание с разделительным мягким знаком. Записывают слова с разделительным мягким знаком, выделяют его. Доказывают правильность написания данных слов при записи слов и предложений Повторяют основные правила с опорой на памятки. Списывают текст по теме. Выполняют грамматическое задание: выделяют разделительного мягкого знака в словах; определяют количество звуков и букв в словах с помощью учителя. Осуществляют самоконтроль Повторяют основные правила. Пишут текст под диктовку по заданной теме. Выполняют грамматическое задание: выделяют разделительного мягкого знака в словах; определяют количество звуков и букв в словах Осуществляют самоконтроль 27 Звонкие и глухие согласные, их различение 1 28.11 15- Правописание 16 звонких и глухих согласных на конце слова. 2 02.12 03.12 14 Повторение пар звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных зрительно и на слух. Нахождение глухих и звонких согласных в словах. Запись слов, различающихся парным согласным. Сравнение правописания и произношения звонких и глухих согласных на конце слова. Упражнения в различении написания и произношения слов. Определение последнего звука в конце слова, работа по правилу с использованием карточек. Упражнения в различении парных согласных на слух в слогах и в словах в сильной позиции. Различают звонкие и глухие согласные зрительно и на слух. Называют пары звонких и глухих согласных с опорой на памятку. Записывают слова, различающиеся парным согласным по образцу Сравнивают, как произносятся и пишутся звонкие и глухие согласные на конце слова. Определяют и называют последнего звука в конце слова. Записывают слова, различающиеся парным согласным после предварительного разбора. Знакомятся со значением словарного слова: рассказ, обозначают ударение, указывают количества слогов, выделяют парные согласные с помощью учителя. Составляют предложения со словами: рассказы, рассказал, рассказчик по опорным картинкам Различают звонкие и глухие согласные зрительно и на слух. Сравнивают, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Составляют и называют пары звонких и глухих согласных. Находят звонкие и глухие согласные в словах, называют их. Записывают слова, различающиеся парным согласным Сравнивают, как произносятся и пишутся звонкие и глухие согласные на конце слова. Определяют и называют последний звук в конце слова. Записывают слова, различающиеся парным согласным Знакомятся со значением словарного слова: рассказ, обозначают ударение, указывают количества слогов, выделяют парные согласные. Составляют предложения со словами: рассказы, рассказал, рассказчик 28 17- Проверка 18 написания звонких и глухих согласных на конце слова 2 04.12 05.12 Знакомство с алгоритмом написания парных согласных на конце слова. Определение последнего звука в конце слова, подбор проверочных слов по образцу: один – много. Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова с предварительной проверкой Определяют последний звук в конце слова. Пишут парные согласные на конце слова по данному образцу Составляют алгоритм правописания парных согласных на конце слова с помощью учителя Записывают слова по алгоритму Определяют последний звук в конце слова. Применяют правило проверки парных согласных на конце слова. Подбирают проверочные слова по образцу: один – много. Доказывают правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Записывают слова, различающиеся парным согласным 19- Различение 20 правил проверки парных согласных и безударных гласных 2 09.12 10.12 Повторение алгоритма правописания парных согласных на конце слова и безударных гласных. Различение правил проверки парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в словах. Упражнения в написании звонких и глухих согласных и безударн66ых гласных. Повторяют алгоритм правописания парных согласных на конце слова и безударных гласных. Пишут парные согласные на конце слова или безударные гласные по данному образцу Различают правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах. Читают предложения с сомнительными согласными на конце слова, подбирают проверочных слова. Списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Выполняют выборочное письмо слов в зависимости от правила. Различают правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах. 29 21- Правила 23 правописания слов. Закрепление знаний 3 11.12 12.12 16.12 . Закрепление алгоритма правописания слов на изученные орфограммы по схемам. Запись слов с опорой на схему, составления предложения с одним из слов; списывание текста с объяснением правописания слов на знакомые правила. Подбор проверочных слов для правильного написания слов Закрепляют правила правописания парных согласных и безударных гласных в слове. Работают по учебнику: записывают слова с опорой на схему, составляют предложения с одним из слов; списывают текст с объяснением правописания слов на знакомые правила с помощью учителя Знакомятся со значением словарного слова «человек», обозначение ударения, указание количества слогов, выделение трудной буквы. Составляют предложения с данным словом. Закрепляют и правильно применяют правила правописания парных согласных и безударных гласных в слове. Подбирают проверочные слова для правильного написания слов Доказывают правильность написания парных согласных и безударных гласных в словах. Работают по учебнику: записывают слова с опорой на схему, составляют предложения с одним из слов; списывают текст с объяснением правописания слов на знакомые правила 30 24 Диктант «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» 1 17.12 Чтение и разбор текста. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматических заданий. Повторяют основные правила с опорой на памятки. Выполняют списывание текста по теме. Выполняют грамматическое задание с помощью учителя. Повторяют основные правила. Пишут текст под диктовку. Выполняют грамматическое задание, записывают словарные слова по памяти. Осуществляют самоконтроль 25 Работа над ошибками. Закрепление знаний. 1 18.12 Закрепление алгоритма правописания слов на изученные орфограммы по схемам. Запись слов с опорой на схему. Подбор проверочных слов и обоснование написания проверяемой орфограммы Повторяют правила правописания парных согласных и безударных гласных звуков в слове. Подбирают проверочные слова для правильного написания слов. Работают по учебнику: записывают слова с опорой на схему, составляют предложения с одним из слов; списывают текст с объяснением правописания слов на знакомые правила 26 Правила правописания слов. Закрепление знаний 1 19.12 Повторение основных правил. Рассматривание рисунков. Называние изображенных предметов. Запись слов по памяти Упражняются в правильном правописании парных согласных и безударных гласных в слове. Работают по учебнику: записывают слова с опорой на схему. Подбирают проверочные слова с объяснением правописания слов на знакомые правила с помощью учителя Повторяют основные правила с опорой на памятки. Рассматривают рисунки. Называют изображенные предметы. Записывают слова по памяти с опорой на учебник Повторяют основные правила. Рассматривают рисунки. Называют изображенные предметы. Записывают слова по памяти 31 Слово – 32 часа 27 Название предметов, действий и признаков. 1 23.12 Упражнения в подборе названия предмета, действия и признака предмета по значению и по вопросам. Правильное употребление словназваний предметов, действий, признаков в связи друг с другом. Составление и запись предложений по вопросам Упражняются в подборе названия предмета, действия и признака предмета по значению и по вопросам. Составляют и записывают предложения по вопросам с помощью учителя Различают названия предметов, действий и признаков предмета по значению и по вопросам. Упражняются в подборе названия предмета, действия и признака предмета по значению и по вопросам. Правильно употребляют слованазвания предметов, действий, признаков в связи друг с другом. Составляют и записывают предложения по вопросам 32 29 Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам: «Кто?», «Что?» 30- Различение 31 названий предметов по вопросам «Кого?», «Чего?» 1 24.12 Ознакомление со словарным словом: лягушка. Упражнения в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: «Кто?», «Что?» Составление и запись предложений. Выделение в предложении названия предметов данными словами. 2 25.12 26.12 Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Упражнения в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Составление предложения по вопросам, с изменением формы слова Знакомство со словарным словом «лягушка», ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют предложение с данным словом с опорой на картинки. Называют предметы, изображенные на картинках. Ставят вопрос к слову (предмету). Различают названия предметов по вопросам: «Кто?», «Что?» Называют предметы, изображенные на картинках. Ставят вопрос к слову (предмету). Различают названия предметов по вопросам «Кого?», «Чего?» Составляют и записывают предложения с данными словами по картинкам Знакомство со словарным словом «лягушка», ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву. Составляют предложение с данным словом. Называют предметы, изображенные на картинках. Ставят вопрос к слову (предмету). Выделяют в предложении названия предметов по вопросам: «Кто?», «Что?» Составляют и записывают предложения с данными словами. Подбирают к обобщающим словам конкретные называния Различают названия предметов по вопросам «Кого?», «Чего?» Выделяют в предложении названия предметов, данные в разных формах. Упражняются в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Составляют и записывают предложения по вопросам, с изменением формы слова 3 четверть – 50 ч. 33 1 Повторение. Различение названий предметов по вопросам «Кого?», «Чего?» ие. 2-3 Различение названий предметов по вопросам «Кому?», «Чему?» 1 13.01 Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Упражнения в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Составление предложения по вопросам, с изменением формы слова Называют предметы, изображенные на картинках. Ставят вопрос к слову (предмету). Различают названия предметов по вопросам «Кого?», «Чего?» Составляют и записывают предложения с данными словами по картинкам Различают названия предметов по вопросам «Кого?», «Чего?» Выделяют в предложении названия предметов, данные в разных формах. Упражняются в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Составляют и записывают предложения по вопросам, с изменением формы слова 2 14.01 15.01 Упражнения в различении названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Работа с деформированными предложениями: составление предложений по схеме, с изменением формы слова по вопросам. Запись слов, предложений Называют предметы, изображенные на картинках. Ставят вопрос к слову (предмету). Различают названия предметов по вопросам «Кому?», «Чему?» Составляют и записывают предложения с данными словами по картинкам Различают названия предметов по вопросам «Кого? Чего?» Выделяют в предложении названия предметов, данные в разных формах. Упражняются в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Составляют и записывают предложения по вопросам, с изменением формы слова 34 4-5 Различение названий предметов по вопросам «Кем?», «Чем?» 2 16.01 20.01 Упражнения в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах. Составление предложений с данными словами 6-7 Различение названий предметов по вопросам «О ком?», «О чем?» 2 21.01 22.01 Упражнения в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах. Составление предложений с данными словами Называют предметы, изображенные на картинках. Ставят вопрос к слову (предмету). Различают названия предметов по вопросам «Кем?», «Чем?» Составляют и записывают предложения с данными словами по картинкам Называют предметы, изображенные на картинках. Ставят вопрос к слову (предмету). Различают названия предметов по вопросам «О ком?», «О чем?» Составляют и записывают предложения с данными словами по картинкам Различают названия предметов по вопросам «Кем?», «Чем?» Выделяют в предложении названия предметов, данные в разных формах. Упражняются в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Составляют и записывают предложения по вопросам, с изменением формы слова Различают названия предметов по вопросам «О ком?», «О чем?» Выделяют в предложении названия предметов, данные в разных формах. Упражняются в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Составляют и записывают предложения по вопросам, с изменением формы слова 35 810 Выделение названий предметов в предложении 11- Имена 12 собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных 3 23.01 27.01 28.01 2 29.01 30.01 Упражнения в нахождении в тексте слов, обозначающих предметы в речи в различных формах. Запись предложений. Ответы на вопросы Знакомство с понятием «имена собственные». Повторение правил написания имен, отчеств, фамилий, названий населенных пунктов. Ознакомление со словарным словом, обозначение ударения, указание количества слогов: фамилия. Нахождение имен собственных и объяснение их написания. Упражнения в записи имён, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. Выделяют название предмета из предложения независимо от формы слова. Записывают предложения с опорой на картинки Выделяют название предмета из предложения независимо от формы слова. Упражняются в правильном применении названия предметов в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях. Повторяют правило написания имен, отчеств, фамилий и кличек животных с опорой на памятку. Находят имена собственные. Записывают предложения с именами собственными после предварительного разбора Повторяют правило написания с большой буквы имен, фамилий и кличек животных. Находят имена собственные и объясняют их написание. Записывают предложения с именами собственными 36 13- Большая буква в 14 названиях городов, сёл, деревень, улиц 2 03.02 04.02 Повторение правил написания большой буквы в названиях городов, сёл, деревень, улиц. Выделение большой буквы в названиях городов, сёл, улиц. Объяснение правописания большой буквы в названиях городов, деревень, стран. Составление и запись предложений. Подбор названий деревень и сёл Повторяют правило написания большой буквы в названиях городов, сёл, деревень, улиц с опорой на памятку. Подбирают названия деревень и сел. Составляют и записывают предложения после предварительного разбора. Вставляют пропущенные буквы в слова с помощью учителя Называют правило написания большой буквы в названиях городов, сёл, деревень, улиц. Упражняются в различении похожих названий предметов и имен собственных (молодые петушки – деревня Петушки). Составляют и записывают предложения, выделяя большую букву в названиях городов, сёл, улиц Названия предметов. Закрепление знаний 1 05.02 Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление и запись предложения по вопросам, с изменением формы слова Называют предметы, изображенные на картинках. Ставят вопрос к слову (предмету). Записывают предложения по вопросам после предварительного разбора Различают похожие названия предметов и имена собственные. Составляют и записывают предложения по вопросам, с изменением формы слова 15 37 16 Диктант «Названия предметов. Имена собственные» 1 06.02 17 Работа над ошибками. Закрепление знаний. 1 10.02 18- Названия 20 признаков. Определение признаков предмета по вопросам «Какой? какая? какое? какие?» 3 11.02 12.02 13.02 Чтение и разбор Повторяют основные правила с опорой на текста. Беседа. памятки. Списывают Повторение текст по теме. Выполняют основных правил. грамматические задания. Запись диктанта на слух. Осуществляют самоконтроль Выполнение грамматического задания. Проверка работы самостоятельно. Повторяют основные правила. Пишут текст под диктовку по заданной теме. Выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль Различение названий предмета и его признака. Упражнения в постановке вопросов от названий предметов к словам признакам. Подбор и запись слов признаков к названиям предметов Находят слова признаки предмета. Определяют признаки по вопросам «Какой? какая? какое? какие?» Ставят вопрос к словам, обозначающим признаки предмета. Подбирают и записывают словапризнаки к названиям предметов Находят слова признаки предмета. Ставят вопрос к словам, обозначающим признаки предмета с опорой на памятку. Подбирают и записывают слова признаки к названиям предметов с помощью учителя 38 21- Постановка 22 вопросов к названиям признаков предмета 2 17.02 18.02 Называние слов, обозначающих признак предмета. Подбор названий признаков к выделенным названиям предметов. Нахождение в тексте названия предметов и их признаков, постановка вопросов к названиям признаков. Составление предложений по предметным картинкам (по образцу ) Постановка вопросов к названиям признаков предмета 1 19.02 Упражнения в постановке вопросов к словам признакам от слов предметов. Подбор признаков, противоположных по значению, запись данных слов парами. Нахождение и выписывание из текста названий предметов и их признаков 23 Называют признаки предмета с опорой на картинку. Подбирают названия признаков к выделенным названиям предметов с опорой на вопрос. Находят в тексте названия предметов и их признаков, ставят вопросы к названиям признаков с опорой на картинки. Составляют предложения по предметным картинкам с помощью учителя Называют предмет по его признакам. Ставят вопросы к названиям признаков предмета с использованием опорных слов. Подбирают признаки, противоположные по значению, записывают данные слова парами с помощью учителя. Составляют предложения по предметным картинкам с помощью учителя Называют признаки предмета. Подбирают названия признаков к выделенным названиям предметов. Находят в тексте названия предметов и их признаков, ставят вопросы к названиям признаков. Составляют предложения по предметным картинкам по образцу Называют предмет по его признакам. Ставят вопросы к названиям признаков предмета. Подбирают признаки, противоположные по значению, записывают данные слова парами. Находят и выписывают из текста названия предметов и их признаков Составляют предложения по предметным картинкам по образцу 39 24- Различение 26 признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета 3 20.02 24.02 25.02 Ознакомление со словарным словом: костюм, обозначение ударения, указание количества слогов, выделение трудной буквы. Составление предложений с данным словом. Определение признака предметов по цвету, по форме, по величине, вкусу, материалу. Сравнение предметов по величине, подбор признаков предметов, противоположных по смыслу. Списывание предложений с печатного текста со вставкой слова, обозначающего признак предмета Знакомятся со словарным словом: костюм, ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют предложение с данным словом по опорным картинкам. Называют признаки предмета (цвет, форму, величину, материал, вкус) с опорой на картинку. Сравнивают предметы по величине, подбирают признаки предметов, противоположные по смыслу с опорой на картинки. Знакомятся со словарным словом: костюм, ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву. Составляют предложение с данным словом. Называют признаки предмета (цвет, форму, величину, материал, вкус). Угадывают предмет по его признакам. Сравнивают предметы по величине, подбирают признаки предметов, противоположные по смыслу Списывают предложения с печатного текста со вставкой слова, обозначающего признак предмета Списывают предложения с печатного текста со вставкой слова, обозначающего признак предмета после предварительного разбора 40 2728 Подбор 2 слов, обозначающих ряд признаков одного предмета 29- Определение 31 предмета по его признакам 2 Ознакомление со словарным 26.02 словом «магазин», 27.02 обозначение ударения, указание количества слогов, выделение трудной буквы. Составление предложений с данным словом. Упражнения в подборе признаков к предмету. Упражнения в постановке вопросов от названий предметов к словам признакам. Подбор и запись ряда признаков одного предмета 3 Определение названия 03.03 предмета по его признакам. 04.03 Запись текста, обозначение 05.03 названия предметов и их признаков. Комментированное письмо с объяснением орфограмм в словах Знакомятся со словарным словом «магазин», ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют предложение с данным словом по опорным картинкам. Подбирают признаки к предмету с опорой на картинку. Различают названия признаков по вопросам. Подбирают и записывают признаки одного предмета Знакомятся со словарным словом «магазин», ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву. Составляют предложение с данным словом. Называют признаки предмета и предмет по его признакам. Различают названия признаков по вопросам. Подбирают и записывают слова, обозначающие ряд признаков одного предмета Называют предмет по его признакам с помощью наводящих вопросов. Записывают текст, обозначают названия предметов и их признаки по образцу Называют предмет по его признакам. Различают предметы по их признакам. Записывают текст, обозначают названия предметов и их признаки 41 32- Различение 34 названий предметов, действий, признаков 3 06.03 10.03 11.03 Ознакомление со словарным словом «метро». Составление предложений с данным словом. Упражнения в различении названий предметов, названий признаков и названий их действий. Упражнения в постановке вопросов к словам признакам и действиям от словпредметов. Нахождение и выписывание из предложения и текста названий предметов, их действий и признаков Знакомятся со словарным словом «метро», ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют предложение с данным словом по опорным картинкам. Ставят вопросы к словам признакам и действиям от слов предметов с помощью учителя. Выписывают из предложения названия предметов, их действий и признаков после предварительного разбора 35- Постановка 36 вопросов к словам в предложении 2 1203 13.03 Нахождение в предложении и тексте названий предметов, их действий и признаков. Упражнения в постановке вопросов к словам предметам, действиям и признакам Находят в предложении названия предметов, действий и признаков по образцу. Ставят вопрос к словампредметам, действиям и признакам с помощью учителя Знакомятся со словарным словом «метро». Составляют предложение с данным словом. Называют предмет по признакам. Называют признаки предмета. Называют действие предмета. Различают названия предметов, действий, признаков предмета. Упражняются в постановке вопросов к словам-признакам и действиям от словпредметов. Выписывают из предложения и текста названия предметов, их действий и признаков Находят в предложении и тексте названия предметов, действий и признаков. Ставят вопрос к словампредметам, действиям и признакам 42 37 Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета 1 17.03 38 Диктант «Название признаков предмета» 1 18.03 Упражнения в подборе слов признаков к названиям предметов. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами, обозначающими признак предмета. Чтение предложений, подбор названий признаков к выделенным названиям предметов. Запись распространенных предложений, с обозначающих признак предмета использованием слов, Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматического задания. Проверка работы самостоятельно Закрепляют правило оформления предложения с опорой на памятку. Читают предложения, подбирают названия признаков к выделенным названиям предметов с опорой на картинки. Распространяют и записывают предложения подходящими по смыслу словами, обозначающими признак предмета, с помощью учителя Называют правила оформления предложения. Читают предложения, подбирают названия признаков к выделенным названиям предметов. Распространяют и записывают предложения подходящими по смыслу словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам Повторяют основные правила с опорой на памятки. Списывают текст по теме. Выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль Повторяют основные правила. Пишут текст под диктовку по заданной теме. Выполняют грамматические задания. Выполняют звуко буквенный анализ слов. Осуществляют самоконтроль 43 39 Работа над ошибками. Закрепление знаний. 1 19.03 40 Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам 1 20.03 Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматического задания. Проверка работы самостоятельно Упражнения в подборе слов признаков по вопросам. Упражнения в нахождении слов-признаков в предложении. Нахождение и выписывание из текста названий предметов и их признаков. Запись распространенных предложений, с использованием слов, обозначающих признак предмета, по вопросу Повторяют основные правила с опорой на памятки. Списывают текст по теме. Выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль Повторяют основные правила. Пишут текст под диктовку по заданной теме. Выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль Повторяют правило оформления предложения. Находят в предложении слова признаки предмета. Распространяют и записывают предложения подходящими по смыслу словами, по вопросу с помощью учителя. Называют правила оформления предложения. Распространяют и записывают предложения подходящими по смыслу словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. Выписывают из текста названия предметов и их признаков 4 четверть -36 ч. (по факту 33 ч. – 31.03 каникулы, 01.05, 08.05 - праздничные дни) 44 12 Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам 35 Предлоги. 3 Предлоги ПО, К, 03.04 ОТ, НАД, ПОД, О, 07.04 В, НА со словами 08.04 2 01.04 02.04 Упражнения в подборе слов признаков по вопросам. Упражнения в нахождении слов-признаков в предложении. Нахождение и выписывание из текста названий предметов и их признаков. Запись распространенных предложений, с использованием слов, обозначающих признак предмета, по вопросу Знакомство с новыми предлогами. Определение роли предлога в предложении. Изменение формы слова в предложении в зависимости от предлога Запись сочетания слов с пропущенными предлогами, составление предложений со словосочетаниями. Чтение и запись предложения с подбором подходящего по смыслу предлога. Повторяют правило оформления предложения. Находят в предложении слова признаки предмета. Распространяют и записывают предложения подходящими по смыслу словами, по вопросу с помощью учителя. Называют правила оформления предложения. Распространяют и записывают предложения подходящими по смыслу словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. Выписывают из текста названия предметов и их признаков Знакомятся с новыми предлогами. Выделяют предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА в предложениях с помощью учителя. Упражняются в правописании предлогов на письме. Записывают сочетания слов с пропущенными предлогами. Изменяют формы слова в предложении по картинкам Знакомятся с новыми предлогами. Выделяют предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА в предложениях. Закрепляют правило правописания предлогов на письме Записывают сочетания слов с пропущенными предлогами, составляют предложения со словосочетаниями. Изменяют формы слова в предложении в зависимости от предлога 45 6 7 Предлог 6 ИЗ со словами 1 09.04 Закрепление правила написания предлогов. Упражнения в правильном использовании предлога ИЗ в речи при построении предложений. Составление и запись предложения по вопросу «Из чего?» Упражняются в правильном использовании предлога ИЗ в речи при построении предложений с опорой на картинки. Находят и выделяют предлог ИЗ в предложении. Составляют и записывают предложения по вопросу «Из чего?» после предварительного разбора Упражняются в правильном использовании предлога: ИЗ в речи при построении предложений. Находят и выделяют предлог ИЗ в тексте. Составляют и записывают предложения по вопросу «Из чего?» Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении Предлог ЗА со словами 1 10.04 Упражнения в правильном использовании предлога ЗА в речи при построении предложений. Подбор пропущенного предлога кслову по смыслу. Составление и запись предложений с предлогом ЗА Упражняются в правильном использовании предлога ЗА в речи при построении предложений с опорой на картинки. Находят и выделяют предлог ЗА в предложении. Составляют и записывают предложения с предлогом ЗА после предварительного разбора Упражняются в правильном использовании предлога ЗА в речи при построении предложений. Находят и выделяют предлог ЗА в тексте. Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Составляют и записывают предложения с предлогом ЗА 46 8 Предлог БЕЗ со словами 1 14.04 Ознакомление со словарным словом: билет, обозначение ударения, указание количества слогов, выделение трудной буквы. Составление предложений с данным словом. Упражнения в правильном использовании предлога БЕЗ в речи при построении предложений. Подбор пропущенного предлога к слову по смыслу. Составление и запись предложений с предлогом БЕЗ Знакомятся со словарным словом: билет, ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют предложение с данным словом по опорным картинкам. Упражняются в правильном использовании предлога БЕЗ в речи при построении предложений. Находят предлог БЕЗ в предложении Знакомятся со словарным словом: билет, ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву. Составляют предложение с данным словом. Упражняются в правильном использовании предлога БЕЗ в речи при построении предложений. Находят предлог БЕЗ в тексте. Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении 47 9 10 Предлог ДО со словами 15.04 Предлог ПРО со словами 1 16.04 1 Закрепление правила написания предлогов. Упражнения в правильном использовании предлога ДО в речи при построении предложений. Составление и запись предложения по вопросу «До чего?» Упражняются в правильном использовании предлога ДО в речи при построении предложений. Находят предлог ДО в предложении. Составляют и записывают предложения по вопросу «До чего?» после предварительного разбора Упражняются в правильном использовании предлога: ДО в речи при построении предложений. Находят предлог ДО в тексте. Составляют и записывают предложения по вопросу «До чего?» Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении Упражнения в правильном использовании предлога ПРО в речи при построении предложений. Подбор пропущенного предлога к слову по смыслу. Составление и запись предложений с предлогом ПРО по вопросу про что? про кого? Упражняются в правильном использовании предлога ПРО в речи при построении предложений. Находят предлог ПРО в предложении. Составляют и записывают предложения по вопросу про что? про кого? после предварительного разбора Упражняются в правильном использовании предлога: ПРО в речи при построении предложений. Находят предлог ПРО в тексте. Составляют и записывают предложения по вопросу про что? про кого? Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении 48 11 - Предлоги. 12 Закрепление знаний 2 17.04 21.04 Ознакомление со словарным словом: шёл. Составление предложений с данным словом. Изменение формы слова по смыслу. Составление предложений с получившимся словосочетанием. Развитие умения вставлять в текст пропущенные предлоги. Знакомятся со словарным словом: шёл. Составляют предложение с данным словом по опорным картинкам. Упражняются в правильном использовании предлогов в речи при построении предложений. Находят и выделяют предлоги в предложении. Изменяют форму слова по образцу. Знакомятся со словарным словом: шёл. Составляют предложение с данным словом. Упражняются в правильном использовании предлоги в речи при построении предложений. Находят и выделяют предлоги в тексте. Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении и записывают их. Изменяют форму слова по образцу. Повторение основных правил. Выполнение тестового задания Повторяют основные правила с опорой на памятки. Выполняют тестовые задания с опорой на памятки Повторяют основные правила. Выполняют тестовые задания. Осуществляют самоконтроль 13 Диктант «Предлоги» 1 22.04 14 Работа над ошибками. Закрепление знаний. 1 23.04 49 Предложение – 11 часов 15 Выделение предложения из текста 1 24.04 1617 Деление текста на предложения 2 28.04 29.04 Повторение правил о порядке и связи слов в предложении. Выборочное списывание предложений, выделение в них названия предметов. Составление текста из данных предложений с опорой на сюжетные картинки Повторяют и закрепляют правило о порядке и связи слов в предложении с опорой на памятку. Подбирают предложения к картинкам и записывают их с помощью учителя. Повторяют и закрепляют правило о порядке и связи слов в предложении. Выделяют из текста предложение на заданную тему. Правильно оформляют предложение. Подбирают предложения к картинкам и записывают их, подчеркивают в них названия предметов. Составляют текст из данных предложений, опираясь на сюжетные картинки Ознакомление со словарным Знакомятся со словарным словом Знакомятся со словарным словом «вокзал». словом «вокзал», обозначение «вокзал», ставят ударения, Составляют предложение с ударения, указание указывают количества слогов, данным словом. Выделяют количества слогов, выделение выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют трудной буквы. Составление предложение из текста. предложение с данным словом по Делят текст на предложения. предложений с данным опорным картинкам. словом. Упражнения в Определяют границы Делят текст на предложения после предложения. умении делить текст на предварительного разбора. предложения. Записывают предложения с Комментированное письмо с Определяют с помощью учителя комментированием правил соблюдением правил записи границы предложения. записи предложения Списывают предложение с предложения комментированием правил записи 50 18 Завершение 1 начатого предложения 19- Порядок слов в 20 предложении 1 30.04 2 05.05 06.05 Ознакомление со словарным словом «аптека», обозначение ударения, указание количества слогов, выделение трудной буквы. Составляют предложение с данным словом. Завершение предложений по смыслу. Развитие умения вставлять в слова пропущенные буквы и записывать предложение Упражнения в умении правильно расставлять порядок слов в предложении. Нахождение и запись предложений с нарушенным порядком слов. Комментированное письмо с соблюдением правил записи предложения Знакомятся со словарным словом «аптека», ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют предложение с данным словом по опорным картинкам. Заканчивают предложения по смыслу с опорой на картинки. Вставляют в слова пропущенные буквы и записывают предложение с помощью учителя Расставляют порядок слов в предложении с помощью наводящих вопросов. Находят и записывают предложения с нарушенным порядком слов с помощью учителя. Комментированное письмо: списывают предложения с соблюдением правил записи после предварительного разбора Знакомятся со словарным словом «аптека», ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву. Составляют предложение с данным словом. Заканчивают предложения по смыслу. Вставляют в слова пропущенные буквы и записывают предложение Расставляют порядок слов в предложении. Находят и записывают предложения с нарушенным порядком слов. Комментированное письмо: пишут предложение с соблюдением правил записи 51 21- Связь слов в 22 предложении 2 07.05 12.05 23- Вопросительные 24 предложения. 2 13.05 14.05 Знакомство с правилом о связи слов в предложении. Изменение слов по смыслу так, чтобы получились предложения. Чтение и запись предложений с изменением слов. Составление и запись предложения из отдельных слов. Письмо по памяти. Знакомятся с правилами о связи слов в предложении с опорой на памятку. Составляют и записывают предложения из отдельных слов с помощью учителя. Устанавливают связь между словами в предложении с помощью учителя. Составляют и записывают предложения из отдельных слов, по картинкам. Связывают слова в предложении, изменяя форму слов. Составляют и записывают предложения из отдельных слов, по картинкам, по вопросам. Самостоятельно ставят вопросы к словам в предложении Письмо по памяти: читают стихотворение, объясняют написание выделенных букв в словах и записывают в тетрадь. Осуществляют проверку, находят ошибки и исправляют их Работа над интонационным Упражняются в Выразительно читают предложения с оформлением высказывания. выразительном чтении вопросительным знаком на Упражнения в постановке предложений с конце. Находят в тексте вопросительного знака в конце вопросительным знаком на вопросительные предложения предложения. Упражнения в конце. Находят в тексте составлении предложений из вопросительные предложения по цели высказывания и по интонации. разрозненных слов, данных в по интонации с помощью Составляют предложения из нужной форме. учителя и записывают их разрозненных слов, данных в Чтение текста по ролям с нужной форме. соблюдением интонации. Запись предложений с Записывают предложения с вопросительным знаком вопросительным знаком 52 2526 Восклицательные предложения 2 15.05 19.05 Работа над интонационным оформлением высказывания. Знакомство с восклицательным знаком в конце предложения. Упражнения в составлении предложений из разрозненных слов, данных в нужной форме. Чтение текста по ролям с соблюдением интонации. Запись предложений с восклицательным знаком Упражняются в выразительном чтении предложений с восклицательным знаком на конце. Находят в тексте восклицательные предложения по интонации с помощью учителя и записывают их Выразительно читают предложения с восклицательным знаком на конце. Находят в тексте восклицательные предложения по цели высказывания и по интонации. Составляют предложения из разрозненных слов, данных в нужной форме. Записывают предложения с восклицательным знаком 27 Итоговая контрольная работа 1 20.05 28 Работа над ошибками. Закрепление знаний. 1 21.05 Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматического задания: составить предложение из данных слов. Проверка работы самостоятельно Повторяют основные правила с опорой на памятки. Списывают текст по теме. Выполняют грамматического задания: составляют предложение из данных слов с помощью учителя. Осуществляют самоконтроль Повторяют основные правила. Пишут текст под диктовку по заданной теме. Выполняют грамматического задания: составляют предложение из данных слов. Осуществляют самоконтроль Повторение 53 29 Разные по интонации предложения 1 22.05 Чтение предложений с различной интонацией, ответы на вопросы учителя. Постановка правильного знака препинания в конце предложения в зависимости от его смысла и интонационной завершенности. Читают предложения с разной интонацией. Упражняются в постановке знаков препинания в конце предложения в зависимости от интонационной окраски с помощью учителя. Записывают предложения, выбирая нужный знак препинания после предварительного разбора Выразительно читают предложения. Ставят знаки препинания в конце предложений в зависимости от интонационной окраски. Сравнивают и выделяют видимые признаки (восклицания или вопросительные слова в начале предложений, знаки препинания в конце предложений). Записывают предложения, выбирая нужный знак препинания 3031 Правописание гласных и согласных в слове 2 26.05 27.05 Гласные и согласные буквы и звуки в слове, их различение и обозначение. Написание пропущенных букв в словах с объяснением орфограммы. Запись слов с проверкой Упражняются в закреплении правил написания гласных и согласных в слове по памятке. Вставляют в слова пропущенные буквы после предварительного разбора и записывают их Правильно пишут гласные и согласные в слове, используя изученные правила. Вставляют в слова пропущенные буквы с объяснением орфограммы. Записывают слова, подбирая к ним проверочные слова 54 3233 Название предметов, действий, признаков 2 28.05 29.05 Нахождение в предложении и тексте слов, обозначающие признаки и действия предметов, развитие умения правильно относить их к словам, обозначающим предметы. Различение названия предметов и имен собственных. Подбор к названиям предметов соответствующих признаков и действий. Запись словосочетаний и предложений. Находят и выделяют в предложении слова, обозначающие названия предметов, действий и признаков предметов с помощью наводящих вопросов. Выбирают нужную букву при написание названии предметов и имен собственных с помощью учителя. Подбирают к названиям предметов признаки и действия с опорой на картинку. Записывают словосочетания Находят и выделяют в предложении и тексте слова, обозначающие названия предметов, действий и признаков предметов. Выбирают нужную букву при написание названии предметов и имен собственных. Подбирают к названиям предметов признаки и действия. Записывают словосочетания и предложения 55