РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Природоведение
6 «А» класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2024 – 2025 учебный год
Разработана:
учителем высшей
квалификационной категории
Коваленковой И.А.
Астрахань, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей
и
возможностей.
Учебный
предмет «Природоведение» относится
к
предметной
области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в
год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения -
освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению
природы,
воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к
природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с
нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
⎯ формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
⎯ демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
⎯ формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
⎯ воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы; − воспитание
социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
определяет следующие задачи:
⎯ формирование правильного понимания природных явлений;
2
⎯ формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы
(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и
жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
⎯ формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег,
ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
⎯ формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
⎯
формирование и отработка практических навыков и умений.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из
трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие
классификации растений и животных.
Учитель должен обратить внимание
обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать
взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть
указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная
часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её
красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарногигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой
и
неживой
природе,
полученные
в
процессе
изучения
учебного
предмета
«Природоведение".
Основными организационными формами работы на уроке природоведения
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При
проведении
уроков
природоведения
предполагается
использование
следующих методов:
3
⎯ объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в
него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией,
опытов);
⎯ репродуктивный
информации);
метод
(воспроизведение
и
применение
⎯ метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
⎯ частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);
⎯ исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют
при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных
программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении
опытов);
⎯ проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих),
направленных на усвоение изученного материала;
⎯ проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее
незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
⎯ выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся:
сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте,
рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета;
выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для
справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
⎯ дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
п/
п
Название раздела
Количество
часов
6А
6Б
Контрольные работы
1.
Введение
1
1
1
2.
Растительный мир
17
17
1
3.
Животный мир
34
35
1
4
Человек
12
12
1
5.
Обобщение
3
3
1
67
68
5
Итого:
4
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе
Личностные результаты:
⎯ воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
⎯ формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных
социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового
питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
⎯ формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести
здоровый образ жизни;
⎯ овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской
помощи при незначительных травмах;
⎯ формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам
живой и неживой природы.
Уровни достижения предметных результатов по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе
Минимальный уровень:
⎯ узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
⎯ иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
⎯ относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево
леса);
⎯ называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы,
декоративные растения, лекарственные растения);
⎯ называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу
России;
⎯ соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни,
понимать их значение в жизни человека;
⎯ соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
⎯ выполнять несложные задания под контролем учителя;
⎯ адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение,
понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
⎯ узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;
⎯ уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию
педагога;
5
⎯
устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
⎯ относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение,
растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
⎯ называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;
⎯ выделять существенные признаки групп объектов;
⎯ знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила
здорового образа жизни;
⎯ участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
⎯ выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей
работы:
⎯ соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
⎯ выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
⎯ осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
⎯ 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
⎯ 1 балл - минимальная динамика;
⎯ 2 балла - удовлетворительная динамика;
⎯ 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов
за устный ответ: Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить
правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
− адекватно использует терминологию; − умеет
подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
6
⎯
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки,
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
нуждается
в
⎯ допускает незначительные речевые ошибки;
⎯ частично использует терминологию;
⎯ подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если
ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то
ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
⎯ при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на
поставленные вопросы;
⎯ в речи не использует изученную терминологию;
⎯ подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех
заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых
недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки
выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя,
материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6А класс
№
Тема
во час Дата
-Ко ов
л
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
1 четверть – 16 часов
Введение - 1час
1
Живая природа:
растения, животные,
человек
1
2.09.
Формирование
представлений о предметах
и явлениях живой природы,
умения дифференцировать
живую и неживую природу
Узнают объекты живой природы
на иллюстрациях и
фотографиях, относят к
объектам живой или неживой
природе.
Называют
изученные
объекты. В рабочих тетрадях
обводят
картинки
с
изображением живых
организмов
Растительный мир – 17 часов
Выделяют существенные признаки
объектов живой природы, относят
объекты к живой или к неживой
природе, устанавливают взаимосвязи
между живой и неживой природой.
Выписывают в тетрадь общие признаки
живых организмов
8
2
3
Разнообразие
растительного мира
Среда обитания
растений
1
1
Формирование
представлений
о
многообразии
растительного мира.
Разнообразие растений.
Дикорастущие
и
культурные
растения.
Значение растений
Называют представителей
растительного мира, выделяют
признаки дикорастущих и
культурных растений, относят растения
к
разным группам на основании этих
признаков; рассказывают о значении
растений и их роли в окружающем
мире. В рабочих тетрадях
рассматривают рисунки, заполняют
таблицу, используя слова для справок,
записывают название культурных и
дикорастущих растений
09.09. Формирование
Узнают растения леса, водоемов, Знают места произрастания растений,
представлений о среде
садов, огородов на иллюстрациях узнают и называют 2–3 представителя
обитания растений и
и фотографиях, называют
растений леса, луга, водоемов, полей,
многообразии растительного изученные объекты, относят
садов, огородов. Заполняют схему
мира. Растения леса (деревья, растения к разным группам
«Среда обитания растений»,
травянистые растения).
(растения леса, водоемов, садов, рассказывают, где встречаются эти
Растения луга (травы:
огородов). Выполняют задание в растения
клевер, васильки, лютики). рабочей тетради: продолжи
Растения водоемов (камыш, предложения. Записывают среду
рогоз, кувшинки). Растения обитания растений
полей, садов, огородов
(пшеница, рожь, овощи,
фрукты)
3.09.
Узнают растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты;
рассказывают о значении
растений.
Дописывают в тетрадь
определения, используя текст
учебника: дикорастущие,
культурные. Зарисовывают в
тетрадь овощи и фрукты
9
4
5
Строение растений
Деревья, кустарники,
травы
1
1
10.09.
Формирование
представлений о частях
растений и их функциях.
Части растения: цветок,
стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение
16.09.
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
деревьях, кустарниках,
травах
Узнают части растений на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
рассказывают о назначении
органов растений.
Раскрашивают части растений на
рисунке в рабочей тетради,
соединяют части растения и его
название, используя помощь
учителя
Узнают деревья, кустарники,
травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят растения к
разным группам – деревьям,
кустарникам, травам, называют
представителей разных групп
растений. Дописывают
предложения в рабочей тетради: о
каких деревьях говорится в
предложениях
Узнают и называют части растений, и
показывают их на натуральных
объектах, картинах, схемах, знают
функции частей растений и их
значение для растения.
Выполняют задания: раскрашивают
части растений в рабочей тетради и
подписывают их; узнают растения по
их контуру, соединяют части растения
и его название
Выполняют классификацию растений и
признаки разных групп, относят растения
к разным группам на основании
основных признаков.
Заполняют таблицу в рабочей тетради,
приводят примеры растений (деревья,
кустарники, травы) своей местности
10
6
Лиственные деревья
1
17.09.
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений
о
лиственных
деревьях,
формирование
представления
о
видах лиственных
деревьев. Признаки
лиственных
деревьев. Листопад.
Дикорастущие
и
культурные
лиственные деревья
Называют лиственные растения на
иллюстрациях и фотографиях.
Показывают изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе. Называют лиственные
дикорастущие и культурные
деревья (по 2 представителя). В
рабочей тетради подчеркивают
названия лиственных деревьев;
раскрашивают деревья на
рисунках
Знают классификацию растений,
знают
признаки
лиственных
растений, относят растения к
лиственным на основании основных
признаков. Называют
представителей лиственных
дикорастущих и культурных растений (по
3–4 представителя). Относят лиственные
растения к разным группам с учетом
различных оснований для классификации
(лиственное, дикорастущее, культурное).
Выполняют задание в рабочей тетради:
определяют
дерево по описанию.
Соединяют описание с названием дерева
7
Хвойные деревья
1
23.09.
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
лиственных деревьях.
Признаки хвойных
деревьев. Хвойный
лес. Тайга
Узнают хвойные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют хвойные
деревья (по 2 представителя). На
рисунках подписывают названия
хвойных деревьев. Записывают в
тетрадь ответ на вопрос: как
называется хвойный лес,
используя рисунок
Знают признаки хвойных растений,
относят растения к хвойным на
основании основных признаков.
Называют представителей хвойных
растений (3 представителя). Относят
хвойные растения к разным группам с
учетом различных оснований для
классификации (хвойное, дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и сосну.
Называют сходство и различия
11
8
Дикорастущие
кустарники
1
24.09.
Формирование
представлений о
дикорастущих
кустарниках
9
Культурные
кустарники
1
30.09.
Формирование
представлений
культурных
кустарниках
Узнают дикорастущие кустарники
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют дикорастущие
кустарники
(2 представителя).
В
рабочей
тетради
выполняют
задание
«Четвертый
лишний»,
зачеркивают лишние слова
в предложенном перечне
дикорастущих растений
Знают классификацию растений,
о признаки кустарников. Узнают
культурные кустарники
на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют культурные
кустарники (2–
3 представителя), имеют
представление о значении
культурных кустарников.
Выполняют в тетради задание
«Четвертый лишний», зачеркивают
лишние слова в предложенном
перечне культурных растений
Узнают и называют дикорастущие
кустарники (не менее 3), выделяют
существенные признаки дикорастущих
кустарников,
относят
изученные
растения
к
различным
группам
(кустарники,
дикорастущие
кустарники) с учетом оснований для
классификации.
В
тетради
подписывают
на
рисунке
части
кустарника.
Узнают и называют культурные
кустарники
(не менее 3), выделяют существенные
признаки культурных кустарников,
относят изученные растения к различным
группам (кустарники, культурные
кустарники) с учетом оснований для
классификации. Составляют рассказ о
целебных свойствах ягод, растущих в
саду на кустарниках
12
10
Травы
1
01.10.
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
травах.
Формирование
представлений о
дикорастущих и
культурных травах.
Использование
человеком культурных
растений
Узнают и называют дикорастущие
и культурные травы (не менее 5),
относят изученные растения к
различным группам (травы
дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
классификации.
Раскрашивают в тетради рисунки с
изображением травянистых
растений; называют культурные и
дикорастущие травы
Знают классификацию растений,
признаки трав. Узнают дикорастущие и
культурные травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят травы к изучаемой
группе, называют дикорастущие и
культурные травы
(подорожник, ромашка, укроп,
петрушка). В тетради подписывают
рисунки названиями известных
травянистых растений; рассказывают
какие культурные травы выращивает
человек на огороде, как использует
11
Декоративные растения 1
07.10.
Формирование
представлений о
декоративных
растениях
Узнают декоративные растения
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты (2–
3), относят растения к изучаемой
группе, называют декоративные
растения, рассказывают о
значении лекарственных
растений. Выполняют задание в
рабочей тетради: выписывают
буквы с одинаковых лепестков и
составляют названия цветов;
рисуют букет для мамы,
используя предложенные рисунки
цветов
Узнают и называют декоративные
растения
(не менее 5), выделяют существенные
признаки декоративных растений.
Используя текст учебника, дописывают в
рабочую тетрадь определение
декоративных растений. В тетради
заполняют таблицу, используя слова для
справок: выписывают названия
декоративных цветов, кустарников,
деревьев
13
12
Лекарственные
растения
1
08.10.
Формирование
представлений о
лекарственных
растениях. Лечебные
свойства. Правила их
использования
Узнают лекарственные растения
(ромашка, шиповник, календула)
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, рассказывают о значении
лекарственных растений. По
картинкам в тетради собирают
лекарственные травы для
домашней аптечки
Узнают и называют лекарственные
растения, относят изученные растения к
различным группам (дикорастущие и
культурные) с учетом оснований для
классификации. Используя рисунки в
рабочей тетради, собирают травы для
домашней аптечки; объясняют, как они
лечат разные болезни
13
Комнатные
растения. Уход за
комнатными
растениями
1
14.10.
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
комнатных растениях,
формирование умения
ухаживать за
комнатными
растениями
Узнают комнатные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
комнатных растений, относят
отдельные растения к группе
комнатных растений, выполняют
действия по уходу за растениями
под контролем учителя
Узнают и называют комнатные растения,
относят изученные растения к
комнатным на основании сходных
признаков, осуществляют деятельность
по уходу за комнатными растениями
14
14
Комнатные
растения: герань,
бегония, фиалка,
традесканция
15
Растительный
разных районов
Земли
1
15.10.
Формирование
представлений о
многообразии
комнатных растений,
формирование умение
ухаживать за
комнатными
растениями
Узнают герани, бегонии, фиалки,
традесканции на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, выполняют
действия по уходу за растениями
под контролем учителя.
Выполняют задание в рабочей
тетради: узнают на рисунках
комнатные растения и
подписывают их названия,
используя слова для справок
Узнают и называют изученные
комнатные растения, выделяют
существенные признаки комнатных
растений, называют сходные по внешним
признакам объекты, известные из других
источников, объясняют свое решение.
Выполняют задание в рабочей тетради:
рассмотри рисунки, напиши на стрелках,
что необходимо для роста растений.
Напиши в рабочей тетради, как надо
ухаживать за комнатными растениями
мир 1
21.10.
Формирование
представлений о
разнообразии
растительного мира
Земли, о зависимости
внешнего вида
растений от среды
обитания
Узнают и называют изученные
растения (по 1–2 растения),
выделяют существенные признаки
растений холодного и жаркого
районов Земли, называют сходные
по внешним признакам объекты,
известные из других источников,
объясняют свое решение, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания. Называют по рисункам
растения, произрастающие в
районах с холодным, умеренным и
жарким климатом
Узнают растения разных районов Земли –
(холодных районов, с умеренным
климатом, жарких районов) на
иллюстрациях и фотографиях, называют
изученные объекты, относят изученные
растения к разным группам по месту
произрастания, называют растения,
произрастающие в районах с умеренным
климатом.
В тетради заполняют таблицу:
выписывают названия растений, которые
растут в районах с холодным, умеренным
и жарким климатом
15
16
Растения нашей
страны
1
22.10.
17
Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные
1
05.11
Формирование
представлений о
многообразии
растительного мира
России
Узнают и называют различные
районы нашей страны (тундра,
леса, степь, пустыня) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют растения,
произрастающие в нашей стране.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану, используя
опорные слова
2 четверть – 15 часов
Закрепление знаний о
растительном мире
России. Обобщение
знаний о растениях
своей местности,
формирование
представлений о
растительном мире
своего края
Узнают растения своей местности
на иллюстрациях и фотографиях.
Называют изученные объекты.
Относят изученные растения к
разным группам, называют
растения своей местности.
Описывают один из кустарников
по плану, используя помощь
учителя
Узнают и называют изученные растения
(по 2–3 растения), выделяют
существенные признаки растений разных
районов России, называют растения,
произрастающие в России, известные из
других источников, имеют представления
о взаимосвязях внешнего вида растения и
места обитания. Описывают одно из
деревьев своей местности по плану
Называют растения, произрастающие в
своей местности. Относят растения
своей местности к различным
классификациям (деревья, кустарники,
травы; дикорастущие, культурные;
декоративные). Описывают один из
кустарников по плану
16
18
Красная книга России 1
и своей области (края
11.11
Формирование
представлений о
необходимости охраны
природы
(растительного мира),
знакомство с Красной
книгой
Узнают растения Красной книги
(ландыш, колокольчик, кувшинка)
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют растения из Красной
книги своей местности,
рассказывают о значении Красной
книги
Называют растения, включенные в
Красную книгу России, известные из
других источников, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе, выполняют доступные возрасту
природоохранительные действия
Животный мир – 35 часов
19
Разнообразие
животного мира
1
12.11
Формирование
представлений
о
многообразии
животного
мира
Узнают животных на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных. Относят
животных к разным группам в
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания,
выведение потомства) с опорой на
учебник. Составляют рассказ о
разнообразии животного мира с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем
Называют представителей животного
мира, выделяют признаки животных.
Относят животных к разным группам в
зависимости от классификации (размер,
способ передвижения, питание, места
обитания, выведение потомства).
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира по плану; заполняют
таблицу, приводя примеры названий
животных с разными способами
передвижения
17
20
Среда обитания
животных
1
18.11
Формирование
представлений
о
среде
обитания
животных
и
многообразии
животного мира
Узнают животных суши, водоемов
и птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных к
разным группам (животные суши,
водоемы, птицы). Выполняют
задание в рабочей тетради:
соедини стрелками рисунок с
местом обитания животных
21
Животные: насекомые,
рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие
1
19.11.
Формирование
представлений о
многообразии
животного мира на
основе имеющихся у
школьников знаний
22
Насекомые
1
25.11.
Формирование
представлений о
многообразии
насекомых
Узнают насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных к разным
группам. Заполняют таблицу в
рабочей тетради, соотнося
название животного с названием
группы.
Узнают насекомых на
иллюстрациях и фотографиях.
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
насекомых в природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых
Узнают и называют представителей
животного мира, обитающих на суше, в
воздухе, почве, водоемах; называют
животных, известных из других
источников, объясняют свое решение.
Сравнивают по рисункам животных
разных мест обитания, делают вывод о
разных способах приспособления к
местам обитания. Пользуясь текстом
учебника, заполняют таблицу о местах
обитания животных
Узнают и называют представителей
животного мира, относят животных к
разным группам с учетом основных
признаков, выделяют существенные
признаки разных групп животных.
Заполняют в рабочей тетради
таблицу: распределяют животных
по
группам,
используя
иллюстрации и рисунки
Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные признаки
насекомых. Подписывают на рисунках в
рабочей тетради части тела насекомого,
используя слова для справок. Считают
сколько ног у насекомых, делают вывод
об отличительных особенностях
насекомых
18
23
24
Бабочки, стрекозы,
жуки
Кузнечики, муравьи,
пчелы
1
1
26.11.
02.12.
Уточнение и
расширение
представлений о
бабочках, стрекозах,
жуках
Уточнение и
расширение
представлений о
кузнечиках, муравьях,
пчелах
Узнают жуков, бабочек, стрекоз на
иллюстрациях и фотографиях,
относят жуков, бабочек, стрекоз к
изученной группе животных,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
жуков,
Узнают и называют представителей
насекомых (жуки, бабочки, стрекозы) в
натуральном виде, естественных
условиях, рисунках; выделяют
существенные признаки насекомых,
имеют представления о взаимосвязях
между изученными объектами
бабочек, стрекоз в природе.
Рассказывают по рисункам, что
общего у всех насекомых.
Заполняют таблицу в тетради,
используя слова для справок.
Узнают кузнечиков, пчел, муравьев
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят к изученной группе
животных, имеют представление о
значении кузнечиков, пчел,
муравьев в природе. Рисуют
муравейник, рассказывают о
жизни обитателей муравейника
и их местом в окружающем мире.
Описывают особенности внешнего
вида одного из насекомых по плану
и иллюстрациям
Узнают и называют насекомых
(кузнечики, пчелы, муравьи) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные признаки насекомых,
знают и соблюдают правила безопасного
поведения в природе.
Описывают внешний вид кузнечика по
плану
19
25
26
Рыбы
Морские и речные
рыбы
1
1
03.12
09.12
Уточнение
расширение
представлений
рыбах
и
о
Формирование
представлений
о
морских и речных
рыбах
Узнают рыб на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, имеют представление о
значении рыб в природе. Называют
части тела рыбы по рисунку
Узнают морских и пресноводных
рыб (сельдь, камбала, лосось,
сом, щука) на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
сельдь, треску, камбалу, лосося,
карася, окуня, сома, щуку к
изученной группе животных.
Относят изученных рыб к
морским и пресноводным.
Составляют рассказ об одной из
рыб
по
плану
и
опорным
предложениям.
В
рабочей
тетради обводят рисунок самой
крупной пресноводной рыбы и
называют ее.
Узнают и называют рыб, выделяют
существенные признаки рыб, имеют
представление о взаимосвязях между
изученными объектами (рыбами) и их
местом в окружающем мире.
В рабочей тетради на рисунке
подписывают части тела рыбы, называют
отличительные особенности рыб.
Заполняют пропуски на карточке:
внешний вид и образ жизни рыб
Узнают и называют морских и речных
рыб
(не менее 6) в натуральном виде,
естественных условиях, картинах;
выделяют существенные признаки
морских и речных рыб, имеют
представления о взаимосвязях между
изученными объектами и их местом в
окружающем мире; относят рыб к
различным группам с учетом различных
оснований для классификации
(пресноводные, морские, хищные).
Заполняют таблицу, пользуясь текстом
учебника, название пресноводных и
морских рыб Составляют рассказ об
одной из рыб по плану
20
27
Земноводные.
Лягушки. Жабы
1
10.12
Формирование
представлений
о
земноводных
животных на примере
жабы и лягушки
Узнают земноводных – лягушек и
жаб – на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят лягушек и жаб к
изученной группе животных,
имеют представление о значении
жаб и лягушек в природе
28
Пресмыкающиеся.
1
Змеи,
ящерицы,
крокодилы
16.12
Формирование
представлений о
пресмыкающихся
животных на примере
змей, ящериц,
крокодилов
Узнают пресмыкающихся – змей,
ящериц, крокодилов на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят змей, ящериц,
крокодилов к изученной группе
животных, имеют представление
о значении пресмыкающихся в
природе. Выполняют задание в
рабочей тетради: зачеркивают в
каждом ряду названий групп
животных лишнее слово, пишут
обобщающее слово для
остальных названий животных
Узнают и называют земноводных,
выделяют существенные признаки
земноводных – жаб и лягушек; имеют
представления о взаимосвязях между
изученными животными и их местом в
окружающем мире. В рабочей тетради
соединяют линией описание с названием
животных
Выделяют существенные признаки
пресмыкающихся, выделяют
существенные признаки змей, ящериц,
крокодилов; имеют представления о
взаимосвязях между изученными
объектами и их местом в окружающем
мире. В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием групп
животных; подписывают представителей
21
29
Птицы
1
17.12
Уточнение и
расширение
представлений о
птицах.
Места обитания.
Значение птиц в
природе
Узнают птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют птиц, имеют
представление о значении птиц в
природе.
Рассматривают рисунок птицы
в
рабочей
тетради
и
подписывают
части
тела
птицы, используя слова для
справок
Узнают и называют птиц (ворона, синица,
воробей, голубь, утка).
Выделяют существенные признаки птиц.
Относят птиц к различным группам:
перелетные, зимующие. Подписывают на
рисунках в рабочих тетрадях части тела
птицы
30
Ласточки, скворцы,
снегири, орлы
1
23.12
Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
ласточках, скворцах,
снегирях, орлах
Узнают птиц: ласточек, скворцов,
снегирей, орлов на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
изученные объекты, относят
ласточек, скворцов, снегирей,
орлов к изученной группе
животных. Относят изученных
птиц к перелетным или
зимующим.
Выполняют задание на карточке:
Узнают и называют птиц (ласточки,
скворцы, снегири, орлы).
Выделяют существенные признаки птиц.
Рассказывают о взаимосвязях между
птицами и их местом в окружающем
мире.
Относят птиц к различным
группам: перелетные,
зимующие, хищные. В рабочих
тетрадях подписывают
22
31
Лебеди, журавли,
чайки
1
24.12
Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
лебедях, журавлях,
чайках
Узнают и называют птиц
(лебеди, журавли, чайки) на
иллюстрациях и фотографиях.
называют изученные объекты.
Выделяют
существенные
признаки птиц с помощью
учителя. Относят изученных
птиц
к
перелетным
или
зимующим.
Подписывают
название птиц на рисунках в
рабочей тетради
Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли, чайки). Выделяют
существенные признаки птиц, имеют
представления о взаимосвязях между
внешним видом и образом жизни птиц и
их средой обитания. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, водоплавающие. Называют
морских, речных птиц, птиц, живущих
около водоемов, известных из других
источников. Соединяют в рабочей
тетради изображения птиц с местами их
обитания; объясняют свой выбор
3 четверть – 20 часов
32
Птицы своего
Охрана птиц
края. 1
13.01
Расширение и
уточнение знаний о
птицах своей
местности. Типичные
птицы своего края.
Охрана птиц
Называют птиц, обитающих в
своей местности. Относят птиц,
обитающих в своей местности, к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации: перелетные –
зимующие, водоплавающие (с
помощью учителя). Называют и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе. Рисуют в
тетради рядом с кормушкой одну
из зимующих птиц
Называют птиц, обитающих в своей
местности, выделяют существенные
признаки птиц. Относят птиц, обитающих
в своей местности, к различным группам
с учетом различных оснований для
классификации: перелетные – зимующие,
водоплавающие. Называют и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе, выполняют доступные возрасту
природоохранительные действия.
Выписывают в тетрадь названия птиц
своего края
23
33
Млекопитающие
1
14.01
34
Млекопитающие суши
1
20.01.
Формирование
понятия
млекопитающие на
основе уточнения и
расширения
имеющихся
представлений:
признаки, внешний
вид, детеныши, среда
обитания (суша и
вода)
Узнают
и
называют
млекопитающих
на
иллюстрациям и фотографиям.
Относят
млекопитающих
к
разным
группам,
имеют
представление
о
значении
млекопитающих
в природе.
Дополняют
предложения
в
рабочей
тетради
об
отличительных
особенностях
млекопитающих,
используя
иллюстрации и опорные понятия
Формирование
представлений о
млекопитающих суши
на основе имеющихся
знаний. Животные
лесов, степей, пустынь
Узнают млекопитающих суши на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты.
Узнают животных суши на
рисунках в рабочей тетради, по
контуру соединяют линиями с
местами их обитания
Узнают и называют млекопитающих в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах. Выделяют
существенные
признаки
млекопитающих.
Называют
млекопитающих из тех, которые были
изучены на уроках, или известных из
других
источников.
Относят
млекопитающих к различным группам с
учетом различных оснований для
классификации: обитающие в воде и на
суше, хищные, травоядные, всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Различия по способу питания»,
используя словарь для справок
Узнают и называют (не менее 5)
млекопитающих суши (лесов, степей,
пустынь) в натуральном виде в
естественных условиях и на картинах,
имеют представления о взаимосвязях
между млекопитающими и их местом в
окружающем
мире,
называют
млекопитающих из тех, которые были
изучены на уроках или известных из
других источников.
24
35
36
Млекопитающие морей 1
и океанов
Домашние животные в 1
городе и деревне
21.01
28.01
Формирование
представлений о
млекопитающих морей
и океанов: признаки,
внешний вид
Узнают млекопитающих морей и
океанов (китов, дельфинов) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют млекопитающих морей и
океанов.
Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как приспособился
организм млекопитающих
животных к обитанию в морях и
океанах
Узнают и называют млекопитающих
морей и океанов (киты, тюлени,
дельфины) в натуральном виде в
естественных условиях и на картинах.
Имеют представления о взаимосвязях
между млекопитающими морей и
океанов (внешний вид, образ жизни) и их
местом в окружающем мире. Называют
млекопитающих морей и океанов из тех,
которые были изучены на уроках, или
известных из других источников,
объясняют
свой выбор.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради отличительные особенности
водных млекопитающих; называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие
отличаются
от
сухопутных
Расширение и уточнение Узнают домашних животных на Узнают и называют домашних
представлений о
иллюстрациях и фотографиях,
животных в натуральном виде в
домашних животных:
называют изученные объекты,
естественных условиях и на картинах,
признаки, внешний вид называют домашних животных,
выделяют существенные признаки
относят домашних животных к
домашних животных, называют
разным группам (птицы,
домашних животных из тех, которые
млекопитающие), имеют
были изучены на уроках или известных
представление о значении
из других источников, объясняют свой
домашних животных.
выбор
25
37
Сельскохозяйственные
животные: лошади
1
03.02
38
Сельскохозяйственные
животные:
коровы
1
03.02
Узнают и называют лошадей в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки лошадей,
относят лошадей к разным группам с
учетом различных оснований для
классификации (перевозка грузов,
спортивные соревнования, цирк,
полиция).Сформированы представления
к самостоятельной жизни.
Выполняют задание в рабочей тетради:
вписывают названия животных и их
детенышей
Расширение
и Узнают коров на иллюстрациях Узнают и называют коров в натуральном
уточнение
и фотографиях, называют
виде в естественных условиях и на
представлений
о изученные объекты, относят
картинах, выделяют существенные
коровах.
коров к домашним животным,
признаки коров, относят коров к
Формирование
имеют представление о значении определенным группам животных с
представлений
о
коров в жизни человека.
учетом различных оснований для
сельскохозяйственных
Описывают внешний вид коровы классификации (млекопитающие,
животных: внешний
по плану и опорным словам
домашние, сельскохозяйственные
вид, питание.
животные).
Расширение и
уточнение
представлений о
лошадях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных: внешний
вид, питание,
использование
человеком
Узнают лошадей на
иллюстрациях и
фотографиях,
называют изученные
объекты,
относят
лошадей к домашним животным,
имеют представление о значении
лошадей.
Включаются в дидактическую
игру
«Где чей детеныш?»
26
39
Сельскохозяйственные
животные: козы,
овцы, свиньи
1
04.02
40
Домашние птицы: куры,
утки, индюки
1
10. 02
Расширение и
уточнение
представлений о козах,
овцах, свиньях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных
Узнают и называют коз, овец,
свиньях на иллюстрациях и
фотографиях, относят коз, овец,
свиней к домашним животным,
имеют представление о значении
коз, овец, свиней.
Рассказывают об одном из
животных с опорой на
предложения и иллюстративный
материал, предложенный
учителем
Расширение и
Узнают кур, уток, индюков на
иллюстрациях и фотографиях,
уточнение
представлений о курах, называют изученные объекты,
относят кур, уток, индюков к
утках, индюках.
домашним птицам, имеют
Формирование
представление о значении кур,
представлений о
сельскохозяйственных уток, индюков.
В рабочей тетради узнают
птицах: внешний вид,
на рисунках домашних
использование
птиц и подписывают их
человеком, уход и
названия.
содержание
Узнают и называют коз, овец, свиней в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки изученных
животных. Составляют рассказ об одном
из животных по плану
Узнают и называют домашних птиц
(кур, уток, индюков) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки изученных животных, относят
домашних птиц к определенным
группам с учетом различных оснований
для классификаций (птицы, домашние,
водоплавающие). В рабочей тетради
узнают на рисунках домашних птиц и
подписывают их названия; сравнивают
утку и домашнюю курицу, делают
вывод о сходстве по внешнему виду
27
41
Уход за животными в
живом уголке или дома
1
11.02
Формирование
представлений о
«живом уголке»,
правилах ухода за
животными в «живом
уголке».
Узнают животных «живого
уголка» на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, знакомятся с
правилами выполнения
несложных действий по уходу за
животными в «живом уголке» под
руководством учителя, имеют
представление о значении
«живого уголка».
В рабочей тетради подчеркивают
Узнают и называют животных «живого
уголка» в натуральном виде в
естественных условиях и на картинах,
относят животных
«живого уголка» к определенным
группам
(птицы, рыбы, млекопитающие,
пресмыкающиеся), знают о правилах по
уходу за животными в «живом уголке»,
выполняют доступные возрасту
действия по уходу за животными.
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые могут жить
дома или в
названия животных, которые могут «живом уголке»
жить дома или в живом уголке
Обосновывают свой выбор
42
Аквариумные рыбки
1
17.02
Формирование
представлений об
аквариумных рыбах на
основе имеющихся
знаний. Правила
содержания и ухода за
аквариумными
рыбками
Узнают аквариумных рыбок на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за аквариумными
рыбками под руководством
учителя. В рабочей тетради узнают
на рисунках аквариумных рыбок и
подписывают их названия;
зачеркивают лишнюю рыбку,
используя помощь учителя
Узнают и называют аквариумных рыбок
(гуппи, золотые рыбки) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки аквариумных рыбок, знают
правила ухода и содержания за
аквариумными рыбами. В рабочей
тетради подписывают рисунки
аквариумных рыбок; зачеркивают
лишнюю рыбку
28
43
Канарейки, попугаи
1
18.02
Формирование
представлений о
декоративных и певчих
птицах на основе
имеющихся знаний:
внешний вид, правила
содержания и ухода
дома или в «живом
уголке»
44
Морские
свинки,
хомяки, черепахи
1
24.02
Формирование
представлений о
морских свинках,
хомяках и черепахах:
внешний вид, правила
ухода
Узнают певчих и декоративных
птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, называют
известные учащимся певчих и
декоративных птиц, знакомятся с
правилами выполнения
несложных действий по уходу за
певчими и декоративными
птицами под руководством
учителя.
Узнают морских свинок, хомяков,
черепах на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за морскими свинками,
хомяками, черепахами под
руководством учителя. Выполняют
задание в рабочей тетради:
отвечают на вопросы (кого чем
кормить) и
Узнают и называют певчих и
декоративных птиц (канарейки, попугаи)
в натуральном виде в естественных
условиях и на картинах. Выделяют
существенные признаки певчих и
декоративных птиц. Называют певчих и
декоративных птиц, которые были
изучены на уроке и известны
обучающимся из других
Узнают и называют животных в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки морских свинок,
хомяков, черепах, знают правила ухода за
морскими свинками, черепахами,
хомяками и их содержания.
Выполняют задание в рабочей тетради:
выбирают правильные ответы на вопрос
(кого чем кормить) и записывают их
рядом с названием животного
выбирают правильные ответы
соотнося их с названиями
животных, используя помощь
учителя
29
45
Домашние кошки
1
25.02
46
Собаки
1
03.03
47
Животные холодных
районов
Земли
1
04.03
Расширение и
уточнение
представлений о
домашних кошках:
внешний вид, правила
ухода и содержания
кошек в доме
Выделяют существенные признаки
кошек, относят кошек к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, длинношерстные,
короткошерстные)
Знают правила ухода и содержания
кошек.
Выполняют задание в рабочей
Узнают и называют собак на
Расширение и
иллюстрациях и фотографиях,
уточнение
относят собак к группе домашних
представлений о
собаках: внешний вид, животных, знакомятся с
правилами выполнения
виды собак, правила
несложных действий по уходу за
ухода за собаками и
собаками под руководством
содержания их в доме.
учителя, имеют представление о
значении собак в жизни человека.
Рассматривают рисунки в рабочих
тетрадях; заполняют схему
«Группы собак»
Расширение
Называют животных холодных
представлений о
районов Земли (белые медведи,
многообразии
тюлени, моржи, северные олени,
животного мира.
песцы,
пингвины)
на
Формирование
иллюстрациях и фотографиях.
представлений о
Относят животных холодных
животных холодных
районов Земли к разным группам
районов, зависимости животных:
млекопитающие,
внешнего вида и
птицы.
Описывают
Узнают кошек на иллюстрациях и
фотографиях, относят кошек к группе
домашних животных, знакомятся с
правилами выполнения несложных
действий по уходу за кошками под
руководством учителя, имеют
представление о значении кошек в жизни
человека.
Выделяют существенные признаки
собак, относят собак к определенным
группам (млекопитающие, домашние
животные, служебные, охотничьи,
декоративные), знают правила ухода и
содержания собак. Заполняют таблицу в
рабочей тетради «Породы собак»,
используя слова для справок.
Составляют памятку об уходе за
собакой, живущей в доме
Называют животных холодных районов
Земли (белые медведи, тюлени, моржи,
северные олени, песцы, пингвины) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах. Выделяют
существенные признаки животных
холодных районов Земли, имеют
представления о взаимосвязях между
внешним видом животных, их образом
30
48
Животные умеренного
пояса
1
10.03
образа жизни
животных от
отличительные
признаки жизни и средой обитания. Относят
внешнего вида животных,
среды обитания
обитающих на севере
Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных умеренного
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни
изученных
животных
к
определенным
группам:
млекопитающие,
птицы,
млекопитающие
суши,
млекопитающие морей и океанов
Узнают животных умеренного
Узнают и называют животных умеренных
пояса Земли на иллюстрациях и
районов Земли (не менее 5) в
фотографиях, называют изученные натуральном виде в естественных
объекты, относят животных
условиях и на картинах, выделяют
умеренных районов Земли к
существенные признаки животных
разным группам животных:
умеренного пояса Земли, имеют
млекопитающие, птицы. В рабочей представления о взаимосвязях между
тетради узнают на животных
внешним видом животных, их образом
умеренного пояса нашей страны и жизни и средой обитания, относят
подписывают их названия,
изученных животных к определенным
используя помощь учителя
группам животных – млекопитающие,
пресмыкающиеся, птицы; травоядные,
хищники. Выписывают в тетрадь
название животных, обитающих в
умеренном поясе нашей страны
31
49
Животные жарких
районов Земли
1
50
Животный мир нашей
страны
1
11.03
17.03
Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных жаркого
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни
Узнают животных жаркого пояса
Земли на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных
жарких районов Земли к разным
группам животных:
млекопитающие, птицы.
Рассказывают об особенностях
внешнего вида одного из
животных жарких районов Земли
по плану и опорным
предложениям
Узнают и называют животных жарких
районов Земли (лев, слон, кенгуру,
жираф) в натуральном виде в
естественных условиях и на картинах,
выделяют существенные признаки
животных жарких районов Земли, имеют
представления о взаимосвязях между
внешним видом животных, их образом
жизни и средой обитания, относят
изученных животных к определенным
группам животных – травоядные,
хищники. По рисункам и иллюстрациям
называют особенности внешнего вида
животных жарких районов Земли
Формирование
представлений
о
многообразии
животного
мира
России:
взаимосвязь
образа жизни и
природных
условий. Охрана
природы
Узнают животных различных
районов нашей страны (тундры,
лесов, степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных, обитающих
в нашей стране, относят животных
России к разным группам (птицы,
млекопитающие)
Узнают и называют животных разных
районов нашей страны (по 2–3
животных), выделяют существенные
признаки животных разных районов
России, называют животных, обитающих
в России, известных из других
источников, имеют представления о
взаимосвязях внешнего вида животного и
места обитания, относят животных к
разным группам на основании различных
признаков ( пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие;
хищные, травоядные)
32
51
Охрана животных.
Заповедники.
Красная книга
России
1
18.03
Формирование
представлений о
необходимости охраны
природы (животного
мира), знакомство с
Красной книгой:
заповедники,
заказники. Зоопарки
52
Животные вашей
местности.
Красная книга
области (края)
1
27.05
Закрепление знаний о
растительном мире
России. Обобщение
знаний о животных
своей местности,
формирование
представления о
животном мире
53
Как устроен наш
организм
1
Узнают животных Красной книги
(тигр, соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
Красной книги. В рабочей тетради
узнают на рисунках животных,
охраняемых в заповедниках, и
подписывают их названия,
раскрашивают их карандашами
разных цветов,
Узнают животных своей
местности на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных своей
местности к разным группам
животных (птицы,
млекопитающие)
4 четверть – по плану 17 часов, по факту 15 часов ( 1, 9, мая )
Человек – 12 часов
Расширение
и Называют части тела на
уточнение
иллюстрациях. Называют
представлений
о основные органы человека (сердце,
строении
тела легкие,
человека.
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу России,
знают и соблюдают правила безопасного
поведения в природе. В рабочей тетради
подписывают рисунки животных,
охраняемых в заповедниках,
раскрашивают их карандашами разных
цветов
Называют животных, обитающих в
своей местности, относят животных
своей местности к различным
классификациям (млекопитающие,
птицы, рыбы; хищные, травоядные)
Называют части тела и органы человека
(сердце, легкие, желудок, кишечник,
печень, почки, органы чувств).
Показывают
33
Формирование
представлений об
организме
человека
желудок, кишечник, печень, почки,
органы чувств) на иллюстрациях, с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия основных частей тела
человека. Рассматривают рисунки,
записывают в тетрадь чем
отличаются и что общего у людей,
изображенных на рисунках
4 четверть – 14 часов
54
Как работает наш
организм
1
01.04
Формирование
представлений о
внутренних
органах человека
и
их
взаимодействии:
Называют системы органов с
опорой на учебник и иллюстрации.
Рассказывают о значении систем
органов в организме человека с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия внутренних органов
человека
основные органы человека на схемах и
муляжах.
В рабочей тетради соединяют точки и
подписывают названия основных частей
тела человека. Заполняют таблицу
«Части
тала.
Внутренние
органы
человека», используя слова для справок
Имеют представления о взаимосвязях
между органами организма человека.
Называют системы органов.
Рассказывают о значении систем органов
в организме человек и их работе.
Заполняют таблицу в рабочей тетради:
вписывают названия отдельных органов в
соответствии с названными системами;
соединяют линией рисунки с
изображением внутренних органов
человека с их значением и функциями
34
55
Здоровый образ жизни
человека
1
07.04
Формирование
представлений о
здоровом образе
жизни: соблюдение
чистоты, правильное
питание, чередование
работы и отдыха,
закаливание, занятие
спортом, отсутствие
вредных привычек
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни.
Понимают значение здорового
образа жизни в жизни человека,
выполняют несложные задания
(под контролем взрослого).
Записывают
правила
здорового
образа
жизни,
используя
опорные
предложения
в
рабочей
тетради
Знают и соблюдают правила здорового
образа жизни, совершают действия по
соблюдению санитарно гигиенических
норм. Составляют свой режим дня.
Записывают в тетрадь правила здорового
образа жизни, используя опорные слова
56
Осанка
1
8.04.
Уточнение и
расширение
представлений о
правильной осанке.
Профилактика
нарушения осанки
Узнают правильную осанку на
иллюстрациях и фотографиях.
Знают и соблюдают правила
здорового жизни, понимают его
значение в жизни человека,
выполняют несложные задания
(под контролем взрослого).
Дорисовывают на рисунке в
рабочей тетради, как надо сидеть
правильно
Имеют представление о влиянии осанки
на здоровье человека. Знают и
соблюдают правила здорового образа
жизни, совершают действия по
соблюдению санитарно гигиенических
норм.
Подчеркивают в тексте карточки те
условия, при которых осанка будет
правильной
35
57
Органы чувств
58
Правила гигиены и 1
охрана органов чувств
14.04.
Формирование знаний
о правилах гигиены
органов чувств
59
Здоровое питание
15.04.
Формирование
представлений о
здоровом питании.
расширение и
уточнение знаний о
продуктах питания
1
1
10.04.24 Расширение
и Узнают органы чувств (глаза, уши,
уточнение
нос, язык) на иллюстрациях и
представлений
об схемах, называют изученные
органах
чувств органы, имеют представление о
человека
значении органов чувств.
Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового
образа жизни, понимают их
значение в жизни человека,
выполняют несложные задания
(под контролем взрослого)
Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
питания, понимают их значение в
жизни человека.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения, используя слова
для справок и помощь учителя
Узнают и называют изученные органы
(глаза, уши, нос, кожа, язык), показывают
их на рисунках, схемах, макетах.
Относят зрение, слух, осязание, вкус к
органам чувств, имеют представление о
взаимосвязи органов чувств в организме и
их значении.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств
Знают и соблюдают правила здорового
образа жизни, совершают действия по
соблюдению санитарно гигиенических
норм. Составляют правила гигиены
органов чувств, записывают в тетрадь
Узнают и называют продукты животного
и растительного происхождения,
выделяют их признаки, относят продукты
к соответствующим группам. Знают и
соблюдают правила здорового образа
питания, совершают действия по
соблюдению санитарно-гигиенических
норм.
Заполняют таблицу в рабочей тетради:
записывают продукты растительного и
животного происхождения; что вредно и
что полезно для организма
36
60
Дыхание.
Органы
дыхания.
Правила
гигиены
1
21.04.
61
Оказание первой
медицинской помощи
1
22.04.
62
Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение
медицинской
помощью
1
28.04
за
Формирование
представлений
об
органах
дыхания
и
правилах
гигиены органов
дыхания
Узнают и называют органы
дыхания (нос, легкие) на
иллюстрациях и схемах, имеют
представление о значении органов
чувств. Знают и соблюдают
правила здорового образа жизни,
понимают его значение в жизни
человека, соблюдают правила
личной гигиены.
В рабочей тетради на
рисунках находят органы
дыхания и подписывают их
Узнают и называют изученные органы
(нос, легкие), показывают их на
рисунках, схемах, макетах. Относят нос,
легкие к органам дыхания, имеют
представление о взаимосвязи органов и
систем в организме и их значении.
Знают и соблюдают правил здорового
образа жизни, совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических
норм. На рисунках в рабочей тетради
находят органы дыхания и подписывают
их; дополняют рассказ о значении носа
для организма человека, вставляя
пропущенные слова в текст карточки
Формирование
Знают и соблюдают правила
Знают и соблюдают правила безопасного
представлений о
здорового образа жизни, понимают поведения. Выполняют доступные
возрасту меры первой доврачебной
первой помощи и
его значение в жизни человека,
помощи. Соединяют линией рисунок с
правилах ее оказания. соблюдают правила безопасного
нужной рекомендацией по оказанию
Оказание помощи при поведения в природе и обществе
помощи при повреждениях кожи
порезах, царапинах,
(под контролем взрослого),
ушибах, обморожении, выполняют несложные задания по
ожогах
первой доврачебной помощи (под
контролем взрослого).
Формирование
Знают и соблюдают правила
Знают и соблюдают правила поведения
представлений о
здорового образа жизни, правила
при простудных заболеваниях, знают и
простудных
личной гигиены, понимают их
соблюдают
правила
профилактики
заболеваниях и мерах, значения в жизни человека,
простудных заболеваний, совершают
принимаемых для
выполняют несложные задания по действия по соблюдению санитарно
профилактики и
оказанию первой доврачебной
гигиенических норм.
37
помощи (под контролем
взрослого).
лечения.
Профилактика
простудных
заболеваний
По рисункам в рабочей тетради,
составляют и записывают
предложения о способах
закаливания, используя помощь
учителя
Узнают врачей на иллюстрациях,
фотографиях, называют
специализации врачей.
Выписывают названия
специализации врачей, к которым
можно обратиться за помощью при
разных видах заболевания,
используя слова для справок
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях
63
Специализация врачей
1
29.04
Формирование
представлений о
специализации врачей
и необходимости при
заболевании
обращаться к врачу
64
Медицинские
учреждения нашего
города
1
05.05
Уточнение и
расширение
представлений о
медицинских
учреждениях своего
города и их
специализации
Обобщение – 4 часа
Выполняют доступные возрасту меры
первой доврачебной помощи. Используя
рисунки в рабочей тетради, составляют и
записывают предложения о способах
закаливания
Называют
специализацию
врачей
(педиатр, терапевт, лор, окулист),
соотносят
заболевания
внутренних
органов
и
специализацию
врача.
Выписывают в тетрадь названия врачей,
к которым можно обратиться за помощью
при разных видах заболевания
Знают медицинские учреждения своего
города, знают правила поведения в
медицинских учреждениях
38
65
Неживая природа
2
06.05
12.05.
Обобщение
и
закрепление
представлений
о
предметах
и
явлениях неживой
природы
Узнают и называют изученные
предметы на иллюстрациях,
фотографиях, относят изученные
предметы к определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые, почва), называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным ископаемым, свойства
воды, воздуха, знают
элементарные правила безопасного
поведения в природе, имеют
представление о значении
неживой природы в жизни
человека
Узнают и называют изученные предметы
неживой природы на картинах, схемах и
в натуральном виде, относят предметы
неживой природы к разным группам
(вода, воздух, полезные ископаемые,
почва),
выделяют
существенные
признаки каждой
группы.
Имеют
представления о взаимосвязях между
неживой и живой природой. Знают и
соблюдают
правила
безопасного
поведения в природе
66
Живая природа
2
13.05
Обобщение и
закрепление
представлений о живой
природе, умение
дифференцировать
живую и неживую
природу
Называют изученные объекты на
иллюстрациях,
фотографиях,
относят изученные объекты к
определенным группам (растения,
животные, организм человека).
называют объекты, относящиеся к
растениям, животным, организму
человека. Имеют представление о
значении живой природы
Называют изученные объекты живой
природы. Относят объекты живой
природы к разным группам:
растения (деревья, кустарники, травы,
хвойные, лиственные, декоративные),
животные
(насекомые,
рыбы,
пресмыкающиеся,
земноводные,
млекопитающие) и организм человека.
Выделяют
существенные
признаки
разных групп растений и животных.
Имеют представление о взаимосвязях
между неживой и живой природой
19.05
39
67
Живая природа
2
20.05
26.05.
Обобщение и
закрепление
представлений о живой
природе, умение
дифференцировать
живую и неживую
природу
Называют изученные объекты на
иллюстрациях,
фотографиях,
относят изученные объекты к
определенным группам (растения,
животные, организм человека).
называют объекты, относящиеся к
растениям, животным, организму
человека. Имеют представление о
значении живой природы
Называют изученные объекты живой
природы. Относят объекты живой
природы к разным группам:
растения (деревья, кустарники, травы,
хвойные, лиственные, декоративные),
животные
(насекомые,
рыбы,
пресмыкающиеся,
земноводные,
млекопитающие) и организм человека.
Выделяют
существенные
признаки
разных групп растений и животных.
Имеют представление о взаимосвязях
между неживой и живой природой
40
41
Powered by TCPDF (www.tcpdf .or g)