РАБОЧАЯ ПРОГРАММА География 6 «А» класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) на 2024 – 2025 учебный год Разработана: учителем высшей квалификационной категории Коваленковой И.А. Астрахань, 2024 1 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ......................................................................................... 6 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................. 8 2 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География». Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачи обучения: - формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; - формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; - формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; - овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; - формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. 3 Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе определяет следующие задачи: - формирование у обучающихся представлений о географии как науке; - обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде; - формирование представлений об опасных природных явлениях, - формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты; - формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью; - воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; - формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 6 классе Личностные результаты: - формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; - совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); - развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности; - формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города; - формирование уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия - (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в - космос, первые космонавты); - формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы) Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» в 6 классе Минимальный уровень: - определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя; - понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические объекты; 4 - узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях; - называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений; - составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; - использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; - знать основные правила безопасного поведения в природе; - Достаточный уровень: - применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации; - определять направления на карте; - вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды; - сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям; - составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; - определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; - выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; - делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; - читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику; - составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; - показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 6 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: О баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; - 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится, если обучающийся: 5 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно; понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями; соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение; классифицирует объекты на группы по существенным признакам; дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства; правильно устанавливает причинно-следственные связи. Оценка «4» ставится, если обучающийся: ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта; дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении; не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления. Оценка «3» ставится, если обучающийся: испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте; дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя; испытывает трудности при классификации объектов на группы; самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи. Оценка «2» - не ставится. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. 6 Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся. Содержание разделов № Название раздела Количество часов Контрольные работы 1. Введение 5 1 2. Ориентирование на местности 5 1 3. Формы поверхности Земли 4 1 4 Вода на Земле 10 1 5 План и карта 7 1 6. Земной шар 17 1 7. Карта России 20 2 Итого 68 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема предмета во час Даты Программное Дифференциация видов III. содержание Ко - ов л деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень 1четверть – 16 час. Введение - 5 часов 1. География 1ч. наука о природе Земли 02.09 Формирование у обучающихся представлений об изучаемом предмете география Называют, что означает в переводе слово география, рассказывают о первых географах и их Называют, что в переводе означает путешествиях. слово «география». Составляют рассказ о том, Рассказывают о как люди первых путешественниках используют в по плану и своей жизни опорным словам и знания по словосочетаниям географии 2. Наблюдения 1ч. за изменениями высоты Солнца и погоды 03.09 Формирование представлений о разных временах года, суточном и годовом движении Земли Называют основные компоненты погоды, используя помощь учителя. Рассказывают от чего зависит смена дня и ночи, смена времен года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время суток. Узнают и называют условные знаки календаря погоды 8 Называют основные компоненты погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время года. Составляют по плану рассказ, какая погода характерна для разных времен года 3. Явления природы 1ч. 4- Географические 2 5. сведения о своей ч. местности и труде населения. Экскурсия наблюдения запаса элементарных географических представлений 6. Горизонт. Линия 1ч. горизонта 09.09. Знакомство обучающихся с явлениями природы, обобщение и закрепление знаний о правилах поведения во время грозы, сильных порывах ветра Определяют и называют по иллюстрации явления природы. Рассказывают с опорой иллюстрации (схематические рисунки) как вести себя во время грозы и при сильных порывах ветра Называют «явления природы», определяют, что такое «ветер». Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во время грозы и при сильных порывах ветра Составляют рассказа о своей местности по плану, предложенному учителем. Выполняют зарисовки, упражнения в тетради печатной 16.09 умения наблюдать упражнения в на за окружающей тетради на основе после действительностью, печатной основе наблюдений, фиксирование и после проведенных во обобщение своих наблюдений, время экскурсии наблюдений проведенных во время экскурсии совместно с учителем Ориентирование на местности - 5 часов 10.09 Знакомство с Составляют местностью, в рассказ по которой обучаются иллюстрациям о и проживают занятиях школьники. населения своей Формирование местности. Выполняют зарисовки, 17.09 Формирование представлений о линии горизонта, основных сторонах горизонта 9 Находят в словаре и зачитывают, что такое горизонт, линия горизонта. Выделяют на иллюстрации линию горизонта Дают определение географическим понятиям «горизонт», «линия горизонта». Называют свойства горизонта 7. Стороны горизонта Формирование умений пользоваться компасом, определять основные стороны горизонта 1ч. 23.09 8. Компас и 1ч. правила пользования им 24.09 9. Ориентирование 1ч. по местным признакам природы 30.09 Формирование 10. Ориентировани 1ч. е на местности Называют основные стороны горизонты, опираясь на схему. Рисуют схему сторон горизонта совместно с учителем Знакомство с Определяют компасом. стороны Устройство. горизонта по Правила компасу, пользования. используя Формпомощь учителя. ирование Наклеивают умений ориентироваться по картинку компасу компаса в тетрадь Определяют умений стороны ориентироваться по горизонта по местным признакам признакам природы, природы, принимать решения изображенных в нестандартной на ситуации иллюстрации, используя помощь педагога 01.10 Закрепление сформированных навыков ориентирования с пользованием компаса. Продолжение формирования 10 Наблюдают за окружающей действительность ю. Определяют стороны горизонта по местным признакам природы, принимая помощь Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон горизонта в тетради Рассказывают, что такое компас и правила пользования компасом пользоваться. Схематически зарисовывают компас. Определяют стороны горизонта с помощью компаса в классе, школьном холле, на пришкольном участке Рассказывают, что такое компас, для чего он нужен и как он устроен. Ориентируются с помощью компаса по местным признакам природы Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно определить стороны горизонта. Определяют стороны 07.10 умений наблюдать учителя за окружающей действительность ю, обобщение своих наблюдений Формы поверхности Земли – 4 часа И. Рельеф 1ч. местности, его основные формы. Равнины, холмы 12. Знакомство с 1ч. формами рельефа своей местности (своего края/ (Экскурсия для обучающихся, проживающих сельской местности) 13. Овраги, их образование 1ч. 08.10 Формирование представлений обучающихся о формах поверхности земного шара 14.10 Обобщение и закрепление сведений обучающихся о родном крае. Продолжение формирования наблюдать за окружающей действительность ю, фиксировать и обобщать свои наблюдения 15.10 Формирования представлений об образовании оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание бережного отношения к родной земле 11 горизонта по местным признакам природы, по компасу Называют Называют основные основные формы формы земной земной поверхности. поверхности. Рассказывают, чем Зарисовывают отличаются плоские строение холма по и холмистые образцу с равнины. указанием его Определяют виды частей. Называют равнин по и показывают иллюстрациям и горы и равнины на схеме. Показывают иллюстрациях части холма на схеме Определяют Определяют форму форму рельефа рельефа своей своей местности, местности. опираясь на схемы Составляют рассказ и иллюстрации, о форме рельефа совместно с своей местности учителем Показывают на иллюстрации овраг, называют подписанные части оврага, делают макет оврага из сырого песка и глины Рассказывают о процессе образования оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства с опорой на иллюстрации, зарисовывают схему оврага и подписывают его части. Делают макет оврага из сырого песка и глины 14. Горы. 2ч. Землетрясения. Извержения вулканов Составляют рассказ Рассказывают о о горах из горах и горных предложенных системах. представлений Зарисовывают схему учителем обучающихся о вулкана. Выполняют предложений. разновидностях Лепят макет горы макет горного хребта рельефа земного из пластилина. шара. Знакомство со из пластилина. Рассказывают о стихийными стихийных явлениях природы (лавина, 21.10 Продолжение 22.10 формирования природы (землетрясение, извержение вулкана), формирование навыков безопасного поведения Отвечают на землетрясение, наводящие вопросы извержение вулкана) о стихийных явлениях в природе 2 четверть – 15 час. Вода на Земле - 10 часов 15 Вода в природе 1ч. 05.11. Закрепление полученных на уроках природоведения знаний о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека 1516 Родник, его образование 1ч. 11.11 Формирование элементарных представлений об образовании родника 12 Приводят примеры, где встречается вода в природе с опорой на иллюстрации. По схеме рассказывают о круговороте воды в природе Приводят примеры, где встречается вода в природе. Рассказывают как происходит круговорот воды в природе по схеме Составляют рассказ по опорным словам об образование родника Рассказывают как накапливается вода под землёй. Объясняют как образовалось слово «источник». Называют, из каких горных пород состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои 17 Колодец, водопровод 18 Река, ее части. 1ч. 18.11 Горные и Знакомство с равнинные реки горными и равнинными реками, их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности 19 Использование рек 1ч. 12.11 Формирование элементарных представлений о колодце и водопроводе как источниках пресной воды для человека 1ч. 19.11 Продолжение формирования представлений обучающихся об использовании природных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека 13 По рисунку рассказывают о строении водопровода. Из пластилина делают макет колодца Рассказывают о работе водопровода. Называют правила охраны воды при пользовании водопроводом Составляют предложения как Рассказывают по образуются реки по схеме как опорным словам. образуются реки. Называют части Называют и реки, обозначенные показывают на схеме на схеме. части реки. Определяют по Определяют на иллюстрации схеме направление горную и реки, левые и правые равнинную реку притоки. Сравни- и равнинную реку вают горную и равнинную реки по плану. Рассказывают как образуется водопад Рассказывают об Составляют использовании пресной рассказ об воды рек в использование хозяйственной рек по схеме с деятельности человека опорой на иллюстрации 20 Озера. 1ч. 25.11 Продолжение формирования Водохранилища. представлений Пруды обучающихся о многообразии водоемов земного шара. Обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного края, их использовании в хозяйственной деятельности человека 21 Болота, их 1ч. 26.11 Продолжение осушение формирования представлений обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и использовании 22 Океаны и моря 1ч. 02.12 Формирование понятий «океан», «море». Знакомство обучающихся со стихийными явлениями природы (шторм, цунами, ураган) По иллюстрациям и опорным словам рассказывают, где образуются озера. Называют различия пруда от озера, принимая помощь учителя Называют характерные особенности озера. Рассказывают, в каких местах образуются озёра. Зарисовывают схему озера. Рассказывают, как образуются водохранилища. Сравнивают пруд и озеро. Приводят примеры искусственных водоемов Составляют рассказ по серии картинок «Образование болот» Рассказывают об образовании болот по схеме. Рассказываю, для чего осушают болота и где используется торф Составляют рассказ по иллюстрациям об использовании морей и океанов человеком Называют характерные особенности морей и океанов. Сравнивают и показывают на схеме окраинные и внутренние моря. Называют отличия морской воды от пресной. Рассказывают, что такое цунами. По иллюстрациям составляют рассказ об использование морей и океанов в хозяйственной деятельности человека 14 23 Острова и полуострова 1ч. 03. Формирование «остров» и «полуостров» 24 Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения 1ч. 09.12 Продолжение формирования представлений о родном крае, обобщение сведений о водоемах, их использовании. Охрана водоемов Зарисовывают в тетради вместе с учителем остров, полуостров и подписывают их, делают макеты из пластилина Называют характерные особенности морей и океанов. На рисунке находят и показывают острова, полуострова, заливы и проливы. Делают макет острова и полуострова из пластилина и цветной бумаги Составляют рассказ о водоёмах из предложенных учителем предложений. Подбирают иллюстрации и фотографии с изображением водоемов Называют водоемы, которые есть в местности, где проживают обучающиеся. Рассказывают как используют водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми для охраны водоёмов. Составляют альбом «Вода на Земле» План и карта - 7 часов 25 Рисунок и план 1ч. 10.12 Формирование предмета первоначальных представлений обучающихся о плане, его значении. Знакомятся с понятием «план». Зарисовывают план предметов (ластик, кубик) по контурным линиям. Называют отличия плана от рисунка, используя помощь учителя Рассказывают, что такое план и для чего он нужен. Сравнивают изображенные предметы на плане и на рисунке, называя отличия. Зарисовывают в тетради план предметов (пенал, ластик, кубик) 26 План и масштаб 1ч. 16.12 Продолжение формирования представлений обучающихся о плане, закрепление представления о масштабе. Знакомятся с понятием «масштаб». Составляют рассказ «Люди каких профессий используют масштаб в своей работе», по опорным словам, и иллюстрациям Знакомятся с понятием «масштаб». Перечисляют профессии людей, которым необходим план местности 15 27 Условные знаки плана местности 28 29 30 1ч. 17.12 Развитие умения читать простейшие планы, знакомство с условными знаками плана местности План и 1ч. 23.12 Продолжение географическая формирования карта представлений обучающихся о плане и его значении. Знакомство обучающихся с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека Условные цвета 1ч. 24.12 Знакомство с условными цветами физической физической карты. карты Обучение показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы с опорой на условный цвет, которым обозначены различные формы поверхности и водоемы Условные знаки 1ч. 25.12 Продолжение физической формирования карты представлений обучающихся о географической карте. Знакомство с условными знаками физической карты Называют условные знаки плана местности с опорой на иллюстрации. Вычерчивают простейшие знаки плана местности по образцу Называют отличия плана от карты, используя помощь учителя Называют характерные особенности изученных понятий. Читают рассказ, используя условные знаки плана местности Сравнивают план города и карту. Называют отличия плана от карты. Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими бывают карты по назначению (физическая, политическая, административная, карта растений и животных) По иллюстрации называют формы земной поверхности. С помощью учителя называют основные цвета физической карты Повторяют формы земной поверхности. Читают условные цвета, знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные знаки плана, цвета и условные знаки физической карты Соотносят условный Называют условные знак физической цвета, знаки карты с изображением географической карты. Зарисовывают в тетради условные цвета и условные знаки физической карты 3 четверть – 20 час. 16 13.01 31 Физическая карта России. Значение 1ч. географической карты в жизни и деятельности людей 32 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне 1ч. 33 Планеты 1ч. Обобщение и систематизация представлений Составляют рассказ Рассказывают о о значении значение физической физической карты в карты в жизни человека обучающихся о жизни людей из с опорой на план. физической карте и предложенных Показывают на ее значении. учителем физической карте Формирование предложений. России границу умений показывать Показывают на государства, крупные на карте заданные физической карте географические объекты с помощью России границу объекты (равнины, условных цветов и государства, горы, океаны), знаков крупные опираясь на таблицу географические условных цветов и объекты (равнины, знаков карты горы, океаны), опираясь на условные цвета карты, с помощью учителя Земной шар - 17 часов 14.01 Формирование у обучающихся элементарных представлений о телах Солнечной системы Составляют рассказ о Земле, Солнце и Луне из рекомендованных учителем предложений Знают название 2-3 планет. элементарных Составляют рассказ представлений о планетах Солнечной об одной из планет, используя опорные системы слова и словосочетания. Располагают на макете планеты по отношению к Солнцу, используя помощь учителя 20.01 Расширение круга 17 Рассказывают, что такое Солнечная система. Знакомятся с понятиями «астрономия», «планеты» Показывают и называют планеты (обозначенные и подписанные) на схеме Солнечной системы. Знают названия до 4 планет. Называют отличительные признаки Земли от других планет. Зарисовывают вместе с учителем схему Солнечной системы. Располагают на макете, по образцу, планеты по отношению к Солнцу 34 Земля - планета. 1ч. Доказательства шарообразности Земли 35 36 21.01 Формирование у обучающихся представлений о форме Земли. Продолжение закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Современные исследования космоса Составляют рассказа из предложенных учителем предложений о планете Земля. Зарисовывают как выглядит планета Земля из космоса (по шаблону) 1ч. 27.01 Продолжить Называют первого формирование космонавта. представлений Составляют рассказ обучающихся об из предложенных освоении космоса в учителем XX и XXI веках предложений о первом полете в космос Показывают и Глобус - модель 1ч. 28.28 Формирование называют глобус, Земного шара. представлений определяют его Земная ось, обучающихся о назначение. экватор, полюса. форме Земли. Приклеивают Особенности Обучение картинку глобуса в изображения пользоваться тетрадь, суши и воды на глобусом. Показ на подписывают глобусе глобусе полюса, полюса и линию линии экватора. экватора. Лепят Закрепление макет глобуса из знаний об пластилина условных цветах физической карты 18 Приводят примеры доказательства шарообразности Земли. Показывают, с помощью теллурия, движение Земли. Рассказывают как менялись представления о форме и размерах Земли с опорой на иллюстрации Рассказывают о первом полете Ю. А. Гагарина в космос Рассказывают о строении глобуса. Показывают на глобусе полюса, линию экватора, южное и северное полушария. Лепят из пластилина модель Земли, обозначают на ней полюса и линию экватора. Показывают на глобусе различные формы поверхности (с опорой на цвет) с помощью таблицы условных цветов и знаков 37 Физическая карта 1ч. 03.02 Повторение и закрепление полушарий знаний обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и Южном полушариях. Знакомство с картой полушарий. Обучение показу на физической карте полушарий, названных выше объектов 38 Распределение воды и суши на Земле 1ч. 04.02 Знакомство обучающихся с распределением воды и суши на Земле. Формирование представлений Называют основные цвета карты полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий. Показывают на физической карте полушарий полюса, линию экватора, материки, океаны Определяют по карте, что занимает большую часть земного шара: вода или суша. Показывают воду и сушу на карте, обучающихся о опираясь на неравномерности таблицу распределения воды и условных суши на территории знаков нашей планеты 19 Определяют, какими цветами изображена поверхность Земли на карте полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий. Показывают на карте полушарий и глобусе полюса, линию экватора, материки, океаны Определяют по карте, в каком полушарии больше воды, а в каком островов и материков Показывают на физической карте и глобусе Мировой океан. Зачитывают названия океанов. Показывают океаны на карте. Отвечают на вопросы учителя об океанах с опорой на карту. Подписывают названия океанов на контурной карте Называют 40 Материки на 1ч. 11.02 Продолжение глобусе и карте материк, на формирования полушарий котором мы представлений живем. На (Евразия, обучающихся о карте Африка, Земном шаре. показывают Северная Знакомство материки. Америка, обучающихся с Составляют Южная названием и рассказ о Америка, месторасположением материке с Австрал материков на опорой на Антарктида) физической карте карту, полушарий и на используя глобусе. Обучение предложения, показу заданных предложенные объектов на карте и учителем глобусе 41 Кругосветные 1ч. 17.02 Формирование Составляют из путешествия. представлений предложений, Плавание обучающихся о предложенных экспедиции значении учителем, рассказ об под первого экспедиции Ф. командованием кругосветного Магеллана. По Ф. Магеллана путешествия под пунктирным линиям командованием Ф. 39 Океаны на глобусе и карте полушарий 1ч. 10.02 Продолжение формирования представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и глобусе 20 Называют Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Рассказывают о хозяйственном значении океанов по схеме или иллюстрациям. Устанавливают простейшие причинноследственные зависимости (например, почему Северный Ледовитый океан получил такое название). Находят на глобусе и физической карте полушарий океаны, подписывают названия океанов на контурной карте Находят и называют на глобусе и физической карте полушарий материки, подписывают названия материков на контурной карте. Сравнивают материки и части света Рассказ по плану и карте о первом кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, Магеллана 42 Первое русское 1ч. кругосветное плавание на контурной карте отмечают первое кругосветное путешествие представленные в учебнике). Показывают на физической карте полушарий маршрут кругосветных путешествий под командованием Ф. Магеллана Составляют из Составляют рассказ по плану и карте о первом первым русским предложенных учителем русском кругосветном кругосветным предложений рассказ плавании. Вычисляют плаванием и его о русском длительность значением кругосветном кругосветного плавания (с плавании. По опорой на даты, пунктирным линиям представленные в на контурной карте учебнике) Рассказывают отмечают первое как происходило первое русское кругосветное путешествие, каково плавание (маршрут значение первого Крузенштерна, кругосветного плавания, шлюп «Нева») какой вклад внесли 18.02 Знакомство с русские моряки в географическую науку 43 Различие в 1ч. освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата 24.02 Формирование С помощью теллурия Рассказывают о значении представлений обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с климатом земного шара 21 показывают движение Земли вокруг Солнца. Составляют рассказ о климате своей местности, используя помощь учителя солнца для жизни на земле с опорой на схему или рисунки. Составляют рассказ с опорой на схему, от чего зависит климат и от чего зависит погода 44 Пояса 1ч. 25.02 Продолжение освещенности: формирования жаркие, первоначальных умеренные, представлений о холодные. разнообразии Изображение климата на Земном их на глобусе и шаре карте полушарий 45 Природа тропического пояса. Тропические леса 46 Составляют рассказ Устанавливают об одном из поясов простейшие освещенности из причинноследственные предложенных связи между учителем географическим предложений. положением, солнечной Раскрашивают в радиацией, контурной карте подстилающей пояса поверхностью. освещенности. Называют основные Заполняют схему типы климатов, их пояса характерные признаки. освещенности Составляют устный рассказ об одном из поясов освещенности с опорой на схему/ план. Чертят в тетради схему «Пояса освещенности» Показывают на карте тропический пояс, выделенный учителем. Заштриховывают (закрашивают) заранее обозначенный учителем тропический пояс в тетради. Узнают изображения типичных животных тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей) Природа 1ч. 04.03 Знакомство с Узнают тропического природными зонами изображения пояса. Саван саванн и пустынь типичных ны и пустыни тропического пояса животных саванн и пустынь тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей) 1ч. Расширение круга 03.03 представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса 22 Называют, с опорой на схему «пояса освещенности», какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса. Узнают изображения типичных животных тропического леса и называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» тропического леса с помощью учителя Узнают изображения типичных животных саванн и пустынь, называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» природные зоны саванн и пустынь с помощью учителя 47 Природа умеренных и полярных поясов 4 Обобщающий 8 урок 1ч. 1ч. Карта России-20 часов 4 1ч 9 Карта России. . Географическо е положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны 10.03 Называют и показывают Знакомство умеренные и обучающихся с полярные пояса особенностями освещенности, природных условий выделенные умеренных и учителем на карте. 03полярных поясов Составля- Называют материки и океаны, расположенные в пределах умеренного и полярного поясов. Составляют рассказ о природе уме- ют рассказ из ренных и полярных предложенных поясов по плану учителем предложений о природе умеренных или полярных поясов (Арктика, Антарктика) Выполняют Выполняют 11.03 Обобщение контрольное изученного контрольное материала по тестирование с опорой тестирование по разделу разделу Земной на учебник, с помощью «Земной шар» шар. Работа с учителя картой полушарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради на печатной основе 17.03 Знакомство обучающихся с Показывают на карте и настольной карте положением Россию, используя России на помощь учителя. глобусе, карте. Выделяют среди Формирование других изображений представлений о флаг и герб РФ. площади Зарисовывают государства, пвместе с учителем флаг символики РФ РФ 23 Составляют описание географического положения России (с опорой на план в учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в каких поясах лежит Россия 5 Столица 0 России Москва 1ч . 18.03 Продолжение формирования представлений обучающихся о Москве как главном городе (столице) России С помощью находят на карте столицу нашей Родины. Рассматривают иллюстрации достопримечательносте й столицы. Составляют рассказ о столице, используя опорные слова и словосочетания Находят на карте столицу нашего государства. Рассказывают о достопримечательностя х Москвы с опорой на иллюстрации. Рассматривают план центра Москвы (по приложению к учебнику). Находят улицы, о которых говорится в тексте учебника 4 четверть – 17 час. 5 Границы 1 России. Сухопутные границы на западе и юге 1ч. 01.04 Формирование представлений обучающихся о государственны х границах. Закрепление знаний об условных обозначений физической карты. Формирование Показывают границы России на физической карте, обводят по пунктирным линиям в контурной карте сухопутные границы навыков правильного показа объектов на географической карте 24 Показывают на карте сухопутные границы, их протяженность. Называют государства, с опорой на политическую карту, с которыми РФ граничит на западе и юге. Выделяют сухопутные границы РФ на контурной карте 52 Морские 1ч. границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана 07.04 Продолжение 53 Моря Тихого и 1ч. Атлантического океанов 08.04 Продолжение 54 Острова и полуострова России 14.04 1ч. формирования представлений обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте формирования представлений обучающихся о государственных границах России. Закрепление знаний условных обозначениях и условных цветах физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте Формирование представлений о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихо25 Показывают границы России на физической карте. Обозначают на контурной карте северный ледовитый океан Показывают на карте за Северный Ледовитый океан, омывающий берега России, и читают названия морей. Рассказывают по иллюстрациям, используя помощь учителя о природе морей (не выделяя конкретных названий) , омывающих берега России на севере. Показывают на карте Тихий и Атлантический океан, читают названия морей. Рассказывают по иллюстрации, используя помощь учителя, о природе морей, омывающих берега России Показывают на карте морские границы РФ. Рассказывают о природе морей, омывающих берега России (не выделяя конкретных названий). Называют и показывают моря Северного Ледовитого океана на карте. Рассказывают о морях Северного Ледовитого океана по плану Показывают и называют острова и полуострова, заранее выделенные учителем Называют и показывают острова и полуострова России. Рассказывают об особенностях природы островов и полуостровов России. Со- Называют и показывают на карте моря Тихого и Атлантического океанов. Наносят океаны, моря на контурную карту. Составляют описания одного из морей с опорой на план го, Атлантического океанов. Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте 55 Рельеф нашей 1ч. 15.04 Формирование страны. представлений о Низменности, поверхности РФ, ее возвышенности, разнообразии. плоскогорья Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте 56 Работа с 1ч. 21.04 Закрепление контурными представлений картами обучающихся о рельефе РФ, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с контурными картами 26 ставляют описания одного из островов и полуостровов РФ с опорой на план. Наносят названия островов и полуостров России на контурную карту Закрашивают в контурной карте обозначенные равнины (низменности, плоскогорья). Составляют описание равнины по плану, используя помощь учителя Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России. Составляют описание равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план в учебнике Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают указанные географические объекты, используя помощь учителя иховывают) указанные географические объекты (заштр 57 Горы: Урал, 1ч. 22.04 Продолжение Северный формирования Кавказ, Алтай, представлений Саяны, обучающихся о Крымские разнообразии поверхности РФ Называют и показывают на настенной карте заранее выделенные учителем горы. Заштриховывают и закрашивают горы в контурной карте, используя помощь учителя 58 Крупнейшие 1ч. 28.04 Закрепление месторождения знаний полезных обучающихся о ископаемых полезных (каменного ископаемых, продолжение угля, нефти, формирования железной и представлений медной руд, обучающихся о природного богатстве недр РФ. газа) Повторение условных обозначений полезных ископа емых Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых. Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте 59 Работа с контурными картами Наносят на контурную карту названия гор России, условные знаки полезных ископаемых в местах их добычи 1ч. 29.04 Закрепление представлений обучающихся о рельефе РФ, природных богатствах, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с контурными картами 27 Называют и показывают на настенной карте Кавказские, Уральские, Крымские горы, Алтай и Саяны. Различают горы по высоте, размеру. Составляют описания гор России с опорой на план в учебнике Показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых, добываемые на территории России. Рассказывают об использовании полезных ископаемых. Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте Наносят на контурную карту названия гор России, условные знаки полезных ископаемых в местах их добычи 60 Река Волга 61 Реки: Дон, Днепр, Урал 1ч. 05.05 Формирование представлений обучающихся о реке Волге как одной из самых длинных рек европейской части России. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека 1ч. 06.05 Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Закрепление знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны 28 Показывают на настенной карте реку Волгу, используя помощь учителя. Составлять из предложенных учителем предложений описание реки Волги Показывают по карте реку Волгу, ее притоки Оку и Каму. Находят ее по условным знакам на настенной карте ГЭС. Называют каналы, соединившие Волгу с другими реками. Составляют описания Волги с опорой на план Показывают изученные реки на настенной карте, Показывают на настенной карте изученные реки, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя крупные водохранилища. Называют канал, соединяющий реки Дон и Волгу. Рассказывают о старинном русском городе, расположенном на берегу реки Днепр. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину 62 63 Реки Сибири: 1ч. 12.05 Продолжение формирования Обь, Енисей представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя 1ч. 13.05 Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками Азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя Реки Лена и Амур 29 Называют равнину по которой протекают реки Обь и Енисей, показывают их путь по карте. По условным знакам находят крупные ГЭС, построенные на реках Енисей, и Ангара. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и Енисей по рисунку в учебнике Показывают на карте реки Лену, Амур и их притоки. Сравнивают по протяженности изучаемые реки с другими реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки 64 Озера 1ч Ладожское, Онежское, Байкал 65 Крупные города России 1ч 66 Работа с контурным и картами 1ч 19.05 Продолжение Показывают на формирования настенной карте представлений заранее обозначенные обучающихся о озера. водоемах РФ. Составляют из Знакомство предложенных обучающихся с учителем крупнейшими озерами предложений об России. Закрепление озерах России. знаний об Подписывают использовании озер в название озер на хозяйственной контурной карте, деятельности используя помощь человека. Воспитание учителя бережного отношения к водным ресурсам страны Показывают на карте 20.05 Продолжение формирования столицу России, представлений родной город (с обучающихся о помощью). многообразии городов Рассказывают о России, знакомство с достопримечательност названиями, ях столицы и своего географическим города, опираясь на положением и иллюстрации и достопримечательност опорные слова ями крупнейших городов РФ. Повторение и обобщение знаний о столице России Отмечают на 26.05 Закрепление представлений контурной карте обучающихся о заранее отмеченные городах РФ, учителем условные совершенствование изображения столицы. навыков работы с Подписывают на настенной, контурной карте настольной картами, родной город навыками работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивость 30 Называют и показывают озера России на настенной карте. Рассказывают об их особенностях. Называют реки, впадающие в Каспийское море. Поясняют, почему Каспийское озеро называется морем. Наносят на контурную карту названия изученных озер Показывают на карте столицу России, города-миллионеры, родной город. Составляют рассказа о столице России с опорой на план. Перечисляют достопримечательност и родного города (поселка) Наносят на контурную карту условные знаки изображения столицы, миллионеров, родного города 67 68 Наш край на 1ч 27.05 Расширение Составляют рассказ физической представлений о родном крае по карте России обучающихся о плану, используя родном крае. опорные слова и Формирование предложения умений находить нашу страну на карте, показ столицы РФ Повторение 1ч 27.05 Повторение и Выполняют начального обобщение контрольное курса представлений тестирование с физической обучающихся, опорой на учебник географии формируемых в начальном курсе физической географии 31 Составляют рассказ о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Пишут письмо другу, в котором содержится описание родного края Выполняют контрольное тестирование по начальному курсу географии Powered by TCPDF (www.tcpdf .or g)