Программа дополнительных внеурочных занятий 5-9 классы

ПРОГРАММА
Дополнительных внеурочных занятий
5 – 9 классы
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Трещева Н.П.
учитель ОСЖ, высшая квалификационная категория

Астрахань
2024

Пояснительная записка.
Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого
молодого поколения является задачей государственной важности.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка с ОВЗ и потому
рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В
практике школы широко используются игры ролевые, дидактические,
строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия
игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие
обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия
обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение
определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или
самими играющими.
В русских селах н городах среди молодежи были широко
распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один
даже самый скромный народный праздник.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации.
Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом;
игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями,
заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют,
предложены только двигательные задания, регулируемые правилами,
которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их
выполнения. В третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом,
определяющим характер движений и их последовательность.
Характеристика подвижных игр
Сюжетные игры
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них
представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик,
пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд,
самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторые особенности поведения животных, наиболее характерные
моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий,
особенности движения различных транспортных средств служат основой для
развертывания сюжета и установления правил игры.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные,
количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет
широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Каждый
ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и
ловкость в меру своих возможностей.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что
создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей с
ОВЗ.
Бессюжетные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным
- в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные
компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок),
взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и
сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с
ловлей и прятанием. Такие игры доступны всем детям.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей
большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в
пространстве, чем сюжетные.
Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с детьми
не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим
удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх учитель является
активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или
иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры,
эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных
движений.
Игровые упражнения
В игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей,
каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение
двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.
Во время таких упражнений у учителя есть возможность проследить за
каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить
проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие
от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В
этом их особая ценность при развитии движений у детей.
Игры-забавы
Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях
и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с
положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке;
выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой,
"напоить лошадку"). Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое
зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время
требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Роль подвижных игр в воспитании учащихся с ОВЗ
В школьном возрасте закладываются основы всестороннего
гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет
своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной
из основных задач которого является развитие и совершенствование
движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в этот период
осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению
двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений
способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой специально организованные мероприятия по физической культуре,
направленные на решение задач как оздоровительного, так и
воспитательного характера.
Для школьников с ОВЗ подвижные игры являются жизненной
потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:
образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей
вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве,
согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить
свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать
или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия детей создают условия для общих радостных
переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных
играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные
подходят к младшим, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или
приглашают, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребенку с ОВЗ преодолеть робость, застенчивость. В
игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и
непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность,
внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению
волевых усилий.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения
учителя с детьми.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной
активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения
физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные
действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному

усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ
в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и
органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также
некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько
времени длится эта игра.
Одной из задач педагогического руководства подвижными играми
является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное
усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе.
При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе
усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается
поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на
общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная
система, повышается сопротивляемость организма к различным
заболеваниям.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет
подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их
подготовленности, а также в соответствии с поставленными учителем
задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование
необходимых навыков движений, создание условий для радостных
эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских
взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения
действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение
словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может
осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Учебно-тематический план программы
(Всего 34 часа, 1 час в неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Название разделов
Сюжетные игры
Бессюжетные игры
Игровые упражнения
Игры забавы
Итого:

Количество часов всего
9
9
9
7
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».