ПРИНЯТО на заседании пед.совета Прот. № / от «Л#» ^<Р УТВ Директор ГКОУ А Волгуцкова Е.И Пр. № ОТ • 2019г. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЬЮТОРЕ в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Астраханской области «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 1. Общие положения. 1.1. Положение о тьюторе (далее - Положение) регулирует организацию тьюторской деятельности в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Астраханской области «Школа-интернат №1» (далее - Школе-интернате) и является обязательным к исполнению. 1.2. Настоящее Положение о тьюторе в Школе-интернате разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - РФ) от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», письмом Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью” 1.3. Тьютор - это педагог, обеспечивающий сопровождение различных форм коррекционно-развивающей и образовательной деятельности детей, а именно: участие в разработке и сопровождении проектов, сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, индивидуальных маршрутов развития, организации процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождение процесса формирования их личности и жизненно важных компетенций. 1.4. Тьюторское сопровождение - образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое сопровождение обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных программ и коррекционных целей. 1.5. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативными актами по вопросам образования, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки РФ, решениями органов местного управления образованием, законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка Школы-интерната, должностной инструкцией тьютора, настоящим Положением. 2 1.6. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными законами, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки РФ, решениями органов местного управления образованием, настоящим Положением, законом РФ «Об образовании». 1.7. Права и обязанности тьютора определяются Уставом Школы-интерната, Правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией и настоящим Положением. к 1.8. Тьютор назначается и освобождается от занимаемой должности директором школы и подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе. 1.9. Директор Школы-интерната, заместитель директора по учебно-воспитательной работе создают необходимые условия для тьютора, утверждают режим работы, осуществляют контроль за организацией работы тьютора. 2. Задачи и функции тьюторского сопровождения. 2.1. Задачи тьютора: • помощь обучающемуся в осознании его образовательных потребностей и потребностей в социализации, возможностей и способов их реализации; • создание условий для успешности группового и индивидуального процессов обучения (участие в разработке проектов и индивидуальных маршрутов, обеспечение образовательного процесса необходимыми рабочими материалами); • помощь в организации разных видов деятельности обучающихся и её стимулирование; помощь в проблемных ситуациях при прохождении обучающимися индивидуальных маршрутов развития и при формировании у них жизненно важных умений и навыков • помощь родителям в проблемных ситуациях; • формирование адекватной самооценки обучающихся и их родителей по вопросам формирования и реализации образовательных и социальных навыков 2.2. Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции: • диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, еклонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего развития; • проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи; • реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем; • аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов и за результатами самоопределения обучающихся. 3. Организация деятельности тьютора. 3.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией. 3.2. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных технологий и принимает участие в реализации образовательных технологий, выбранных учителем-дефектологом. 3.3. В процессе организации деятельности тьютор: • намечает относящиеся к воспитательной работе цели ближайшего развития обучающихся на каждое полугодие и предоставляет его на утверждение заместителю директора по УВР; • организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися; 3 • ведет ежедневный учет посещаемости обучающихся; • отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в проекте или проводимом им исследовании и выносит предложения по ликвидации пробелов в работе; • представляет администрации отчеты по итогам полугодия. 4. Права тьютора. " Тьютор имеет право: • представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности; • получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности; • требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей; • принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей; • принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции; • совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора; • сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции; • повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя. 5. Ответственность тьютора. 5.1. Тьютор несет ответственность за нарушение Устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка Школы-интерната, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством РФ. 5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ. 6. Документация тьютора. 6.1. Тьютор ведет следующую документацию: • тьюторская программа с пояснительной запиской; • карта с индивидуальным маршрутом развития по воспитательной работе; • журнал аналитики (анализ итогов диагностики); • дневник наблюдений; • журнал мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования на уровне семьи ребёнка; • журнал учета посещаемости тьюторантов. 6.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации. 7. 7.1. Взаимодействие с другими работниками и структурными подразделениями. Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР. 4 7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителямидефектологами, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками, обучающимися, руководителями школьных методических объединений, родителями, администрацией Школы-интерната, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьюторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения директором Школыинтерната. 5