Рабочая программа по географии ля 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
9 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Составитель: Салакина Юлия Борисовна,
учитель географии

Астрахань
2023
1

I.СОДЕРЖАНИЕ
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................. 3
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................. 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 10

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе
Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный

предмет

«География»

относится

к

предметной

области

«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в
год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания
и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные
3

признаки географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической
карты для получения географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе определяет
следующие задачи:
- познакомить с культурой и бытом разных народов;
- показать особенности взаимодействия человека и природы;
- помочь усвоить правила поведения в природе;
-

содействовать

патриотическому,

эстетическому,

экологическому

воспитанию;
- формирование и развитие личностного отношения к своему населенному
пункту как части России;
- учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости;
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «География» в 9 классе
Личностные результаты:
- умение нести личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
- умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
4

свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и
давать оценку событий;
- сформированность ответственного отношения к выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений;
- владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре
народов родного края;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных

информа-

ционных технологий для коммуникации;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«География» в 9 классе
Минимальный уровень:
- представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
-

владение

приемами

элементарного

чтения

географической

карты:

декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
5

-

выделение,

описание

и

объяснение

существенных

признаков

географических объектов и явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
- использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения

явлений

и

процессов,

адаптации

к

условиям

территории

проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
- применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных
воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
- применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «География» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- О баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
6

самостоятельно;
- понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
-

соблюдается

связность

слов

в

предложении.

Приводит

примеры,

подтверждающие высказанное суждение;
- классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
- дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные
признаки и свойства;
- правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе
объекта;
- дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;
- не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
- дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
- материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в
помощи учителя;
- испытывает трудности при классификации объектов на группы;
- самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у
обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение
классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
7

Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и
обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов физической,
экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной
взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности
людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Компактное
изучение

этих

стран

дает

возможность

рассказать

о

распаде

монополизированного государства, на данном материале проанализировать
последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на
усугубление национальных проблем.
В

процессе

изучения

стран

Евразии

предусматривается

просмотр

видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре
и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения
своего края обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с
местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые
имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание изучению социальных,
экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории,
этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет
способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств.
Содержание разделов
№

Название раздела

1.

Введение. Политическая карта Евразии

1

2.

Западная Европа

6

3.

Южная Европа

3

4

Северная Европа

3

5

Восточная Европа

12

1

6.

Центральная Азия

5

1

7.
8

Юго-Западная Азия
Южная Азия

7
2

1

9

Восточная Азия

5

1

10

Юго-Восточная Азия

3

Количество
часов

8

Контрольные работы

1

11

Россия (повторение)

12

Свой край
Итого

9

6

1

15
68

1
7

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема предмета

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Кол-во
часов

№

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение. Государства Евразии - 1 час
1. Политическая карта 1ч.
На политической карте Евра- На карте показывают Евразию.
Евразии
зии знакомятся с разнообра- По политической карте переЗакрепление и систематизация
зием стран, расположенных на числяют крупнейшие государства
знаний обучающихся о Евразии
как самом большом и густонасе- материке. Показывают границу Европы и Азии. По физической
карте показывают условную
ленном материке земного шара, его между Европой и Азией,
выделенной заранее учителем. границу между Европой и Азией.
географическом положении,
Показывают крупнейшие
Называют регионы Европы и
хозяйстве и населении.
Азии, записывают их в тетрадь
Совершенствование навыков ра- государства Евразии,
боты с географическими картами. используя помощь учителя
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
стран, расположенных на материке.
Закрепление знаний обучающихся
о географическом положении,
хозяйстве и населении России
Западная Европа - 6 часов
2.
3.

Великобритания
(Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)

2ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Западной
Европы.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством,
населением Великобритании.

10

Показывают на карте Великобританию, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о Лондоне, используя
предложенные учителем

Описывают географическое положение Великобритании.
Называют и показывают на карте
формы поверхности страны.
Рассказывают о климате Великобритании. Перечисляют представителей животного и расти-

Закрепление знаний школьников о предложения. Отмечают на
зависимости климата от геоконтурной карте Великобриграфического положения объекта танию и ее столицу, с помощью
Франция (Французская Республика)

4.
5.

6. Германия (Федеративная Республика Г ермании)

7.
Австрия
(Ав
стрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация)

2ч Формирование представлений
Показывают на карте Франобучающихся о странах Западной цию, ее столицу, используя
Европы. Знакомство обучающихся помощь учителя. Составляют
с географическим положением,
рассказ о Париже по предлоприродными условиями,
женным учителем предложехозяйством, населением, культурой ниям. Отмечают в контурной
и достопримечательностями
карте страну и ее столицу,
Франции. Формирование интереса заранее выделенные учителем
к изучаемому предмету

1ч.

Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о странах Западной карте Германию и ее столицу,
Европы. Знакомство обучающихся используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
с географическим положением,
природными условиями,
карте. По иллюстрациям расхозяйством, населением, культурой сказывают, чем занимаются
и достопримечательностями
жители государства
Германии. Формирование интереса
к изучаемому предмету
1ч. Знакомство с положением на карте, Показывают на политической
природно- карте изучаемые государства,
климатическими особенностями, используя помощь учителя.
высокоразвитой экономикой и с/х Отмечают их в контурной
Австрии и Швейцарии.
карте. По иллюстрациям расФормирование представлений об сказывают, чем занимаются

11

тельного мира. Составляют рассказ о традициях, культуре и быте
народов Великобритании.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу
Показывают на карте Францию,
столицу и крупные города. Отмечают их на карте. Называют
формы поверхности страны, полезные ископаемы. Сравнивают
климат Франции и Великобритании. Составляют рассказ о
культуре, быте, традициях
французского народа. Рассказывают о Париже и его достопримечательностях, опираясь на
текст в учебнике
Показывают на политической
карте Германию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенно-

экономике стран Западной Европы. жители государства
Показ причинно- следственной
зависимости между
географическим положением,
климатом, природой и развитием
международного туризма в государствах Западной Европы

стях природы, экономики и хозяйственной деятельно
сти населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран

Южная Европа - 3 часа
8. Испания
(Королевство
Испания)
Португалия
(Португальская
Республика)

1ч.

9. Италия
(Итальянская
Республика)

1ч.

Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством, изучаемых стран.
Закрепление знаний о великих
географических открытиях португальских мореплавателей Колумба и Магеллана
Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством Италии

Показывают на карте Италию,
ее столицу, используя помощь
учителя. Составляют рассказ о
Риме по предложенным
учителем предложениям.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем

12

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности
населения. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
одной из стран
Показывают на политической
карте Италию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

10.

Греция (Греческая
Республика)

1ч. Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством Греции

Показывают на политической
Показывают на карте Грецию, карте Грецию и ее столицу.
ее столицу, используя помощь Определяют по физической карте
учителя. Составляют рассказ формы поверхности. Отмечают в
об Афинах по предложенным контурной карте географические
учителем предложениям.
объекты, предложенные
Отмечают в контурной карте учителем. Перечисляют отрасли
страну и ее столицу, заранее промышленности и сельского
выделенные учителем
хозяйства

Северная Европа - 3 часа
11

Норвегия (Королевство Норвегия)

12.

Швеция (Королевство Швеция)

1ч Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о странах Северной карте Норвегию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Европы. Знакомство с географическим положением, рель- Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям расефом, природными условиями,
хозяйством Норвегии. Формиро- сказывают, чем занимаются
жители государства
вание навыков показа географических объектов на настенной
карте
1ч. Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о странах Северной карте Швецию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Европы. Знакомство с географическим положением, рель- Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям расефом, природными условиями,
сказывают, чем занимаются
хозяйством Швеции. Формирожители государства
вание навыков показа географических объектов на настенной
карте. Формирование бережного
отношения к окружающей среде на
примере решения экологических
проблем в Швеции

13

Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Швецию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

13.

Финляндия (Финляндская Республика)

1ч Формирование представлений
обучающихся о странах Северной
Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Финляндии. Традиции
населения Северной Европы.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
Восточная Европа - 12 часов
14.

Польша
(Республика
Польша)

15.

Чехия (Чешская
Республика).
Словакия
(Словацкая
Республика)

1ч

Показывают на политической
карте Финляндию и ее столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства

Показывают на политической
карте Финляндию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Показывают на политической
Формирование представлений
обучающихся о странах Восточной карте Польшу и ее столицу,
используя помощь учителя.
Европы.
Отмечают их в контурной
Знакомство с географическим
карте. По иллюстрациям расположением, рельефом, природсказывают, чем занимаются
ными условиями, хозяйством
жители государства
Польши.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
1ч Формирование представлений
Показывают на карте изучаобучающихся о странах Восточной емые страны, используя помощь учителя. Называют
Европы.
формы поверхности по опорЗнакомство с географическим
ным словам. Составляют
положением, рельефом, природрассказ о любом крупном гоными условиями, хозяйством
роде этих государств, исизучаемых стран. Сравнение характеристик двух государств Во- пользуя предложенные учителем предложения
сточной Европы - Чехии и Словакии.
Формирование навыков показа

Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

14

Рассказывают о географическом
положении изучаемых стран, что
влияет на климат этой страны,
какие отрасли промышленности
особенно развиты. Составляют
рассказ о достопримечательностях одного из государств

16. Венгрия (Венгерская Республика)

17. Румыния (Республика Румыния).
Болгария
(Республика Болгария)

18. Сербия и Черногория

географических объектов на
настенной карте
1ч Продолжение формирования
Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу,
представления обучающихся о
используя помощь учителя.
странах Восточной Европы.
Отмечают их в контурной
Знакомство с географическим
карте. По иллюстрациям расположением, рельефом, природсказывают, чем занимаются
ными условиями, хозяйством
жители государства
Венгрии.
Развитие и совершенствование
навыков обучающихся при работе
с настенной картой и картами
приложения к учебнику
1ч Формирование представлений
Показывают на карте изучаобучающихся о странах Восточной емые страны, используя помощь учителя. Называют
Европы.
формы поверхности по опорЗнакомство с географическим
ным словам. Составляют
положением, рельефом, природрассказ о любом крупном гоными условиями, хозяйством
роде этих государств, исизучаемых стран. Сравнение характеристик двух государств Во- пользуя предложенные учителем предложения
сточной Европы - Румынии и
Болгарии.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
1ч Формирование представлений о
Называют изучаемые госугосударствах Восточной Европы - дарства и их столицы. ОтмеСербии и Черногории. Развитие и чают в контурной карте, иссовершенствование навыков
пользуя помощь учителя.
обучающихся при работе с
Записывают в тетрадь отрасли
настенной картой и картами при- сельского хозяйства и

15

Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности
населения. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
одной из стран

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенно-

ложения к учебнику

19.

Эстония (Эстонская
Республика)

20.

Латвия (Латвийская
Республика)

21.

Литва (Литовская
Республика)

промышленности, опираясь на
текст учебника и используя
помощь учителя
1ч Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах Во- карте Эстонию и ее столицу,
сточной Европы. Знакомство с
используя помощь учителя.
государствами Балтии. Сравнение Отмечают их в контурной
занятий населения прибалтийских карте. По иллюстрациям расгосударств, отрасли промышлен- сказывают, чем занимаются
ности и сельского хозяйства
жители государства

стяхт природы, экономики и
хозяйственной деятельно
сти населения
Показывают на политической
карте Эстонию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
1ч Формирование представлений
Показывают на политической Показывают на политической
карте Латвию и ее столицу.
обучающихся о государствах Во- карте Латвию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Определяют по физической карте
сточной Европы. Знакомство с
Отмечают
их
в
контурной
формы поверхности. Отмечают в
географическим положением, рельефом, природными условиями, карте. По иллюстрациям рас- контурной карте географические
сказывают, чем занимаются
объекты, предложенные
хозяйством Латвии. Сравнение
учителем. Перечисляют отрасли
занятий населения прибалтийских жители государства
промышленности и сельского
государств, отрасли промышленхозяйства
ности и сельского хозяйства. Совершенствование навыков работы
с географической картой, навыков
работы в контурных картах
1ч Формирование представлений
Показывают на политической Показывают на политической
обучающихся о государствах Во- карте Литву и ее столицу,
карте Литву и ее столицу.
используя помощь учителя.
сточной Европы. Знакомство с
Определяют по физической карте
Отмечают
их
в
контурной
географическим положением, реформы поверхности. Отмечают в
льефом, природными условиями, карте. По иллюстрациям рас- контурной карте географические
хозяйством Литвы. Сравнение за- сказывают, чем занимаются
объекты, предложенные
жители государства
нятий населения прибалтийских
учителем. Перечисляют отрасли
государств, отрасли промышленпромышленности и

16

22.

Республика Беларусь

23.

Украина

24.

Молдавия (Республика Молдова)

ности и сельского хозяйства. Совершенствование навыков работы
с географической, контурной
картами
1ч Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением
Белоруссии.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы
с контурной картой
1ч Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением
Украины.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы
с контурной картой
1ч Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением
Молдавии.

17

сельского хозяйства

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Составляют рассказ о Беловежской пуще по предложенным учителем предложениям

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются

Показывают на политической
карте Республику Беларусь и ее
столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты,
предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях Белоруссии
Показывают на политической
карте Украину и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предло-

25.

Обобщающий урок 1ч.
«Европейские
государства»

Центральная Азия - 5 часов
26. Казахстан (Рес1ч.
публика Казахстан)

Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы
с контурной картой
Повторение, обобщение и систематизирование знаний обучающихся об изученных государствах
Европы. Сравнение стран Европы
по размерам, природным условиям
и национальным особенностям.
Продолжение формирования
навыков показа изученных
государств на географических
картах, навыков составления
рассказов об одном из изученных
государств Европы по плану,
опорным словам и иллюстрациям

жители государства

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний об
основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности Казахстана.

Показывают на политической
карте Казахстан и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

18

женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на карте госуПоказывают на карте государства
дарства Европы, заранее обо- Европы. Дают краткую хазначенные учителем. Назырактеристику стран Европы с
вают по приложению к учеб- опорой на карты и с помощью
нику характерные особенности учителя
стран Европы с опорой на
предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Показывают на политической
карте Казахстан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

27.

Узбекистан (Республика Узбекистан)

28.

Туркменистан

29.

Киргизия (Кыргызская Республика)

1ч Формирование представлений
Показывают на политической
карте Узбекистан и его стообучающихся о государствах
лицу, используя помощь
Центральной Азии.
Формирование системы знаний об учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстраосновных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных осо- циям рассказывают, чем занимаются жители государства
бенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности Узбекистана. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной
картой
1ч Формирование представлений
Показывают на политической
карте Туркменистан и его
обучающихся о государствах
столицу, используя помощь
Центральной Азии.
Формирование системы знаний об учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстраосновных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных осо- циям рассказывают, чем занимаются жители государства
бенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности Туркмении. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной
картой
1ч Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Киргизию и ее столицу,
Центральной Азии.
используя помощь учителя.
Формирование системы знаний об Отмечают их в контурной
основных особенностях ГП
карте. По иллюстрациям расстраны. Раскрытие главных осо- сказывают, чем занимаются

19

Показывают на политической
карте Узбекистан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Показывают на политической
карте Туркменистан и его столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Киргизию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предло-

30.

Таджикистан
(Республика Таджикистан)

1ч.

жители государства
бенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности Киргизии. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной
картой
Показывают на политической
Формирование представлений
карте Таджикистан и его стообучающихся о государствах
лицу, используя помощь
Центральной Азии.
Формирование системы знаний об учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстраосновных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных осо- циям рассказывают, чем занимаются жители государства
бенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности
Таджикистана.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков с
контурной картой

Юго-Западная Азия - 7 часов
31. Грузия
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о государствах Югозападной Азии. Формирование
представлений о географическом
положении, природных условиях,
хозяйстве Грузии, обычаях и
традициях грузин. Раскрытие
главных особенностей природы,
экономики, населения и
хозяйственной деятельности

20

Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. Записывают в тетрадь
отрасли сельского хозяйства и
промышленности, опираясь на
текст учебника и используя
помощь

женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Таджикистан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

32.

Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)

33.

Армения (Республика Армения)

34.

Турция(Турецкая
Республика)

1ч Продолжение формирования
Показывают на политической Показывают на политической
карте Азербайджан и его
карте Азербайджан и его столицу.
представлений обучающихся о
Определяют по физической карте
государствах Юго-западной Азии. столицу, используя помощь
учителя.
Отмечают
их
в
конформы поверхности. Отмечают в
Знакомство школьников с
турной карте. По иллюстраконтурной карте географические
географическим положением,
циям
рассказывают,
чем
заобъекты, предложенные
рельефом, климатом, природными
нимаются жители государства. учителем. Перечисляют отрасли
условиями, хозяйством, насепромышленности и сельского
лением Азербайджана. Работа над Описывают рельеф страны,
используя предложенные
хозяйства
совершенствованием навыков
показа географических объектов на учителем предложения
карте, навыков работы с контурной
картой
1ч Продолжение формирования
Показывают на политической Показывают на политической
карте Армению и ее столицу, карте Армению и ее столицу.
представлений обучающихся о
Определяют по физической карте
государствах
Юго-западной используя помощь учителя.
Отмечают
их
в
контурной
формы поверхности. Отмечают в
Азии. Знакомство с положением
Армении на политической и фи- карте. По иллюстрациям рас- контурной карте географические
сказывают, чем занимаются
объекты, предложенные
зической картах Азии, ее прижители государства
учителем. Перечисляют отрасли
родными богатствами, древней
промышленности и сельского
архитектурой и традициями архозяйства
мянского народа. Работа над совершенствованием навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы с контурной
картой
1ч Формирование представлений
На карте показывают Турцию Показывают на политической
обучающихся о государствах Юго- и ее столицу, используя
карте Турцию и ее столицу.
помощь учителя. В тетрадь
Определяют по физической карте
Западной Азии. Знакомство с
записывают
товары,
которые
формы поверхности. Отмечают в
положением на карте, климатом,
растительным и животным миром, изготавливают в этой стране. В контурной карте географические
контурной карте отмечают
объекты, предложенные
крупными городами Тургорода-курорты, заранее вы- учителем. Перечисляют

21

отрасли промышленности и
сельского хозяйства
1ч Формирование представлений
Показывают на политической Показывают на политической
карте Ирак и его столицу.
обучающихся о государствах Юго- карте Ирак и его столицу,
используя
помощь
учителя.
Определяют по физической карте
Западной Азии. Знакомство
Отмечают их в контурной
формы поверхности. Отмечают в
школьников с географическим
карте.
По
иллюстрациям
расконтурной карте географические
положением, климатом, природсказывают, чем занимаются
объекты, предложенные
ными условиями, населением и
жители государства
учителем. Перечисляют отрасли
хозяйством Ирака. Закрепление
промышленности и сельского
знания обучающихся о типичных
хозяйства
представителях растительного и
животного мира пустынь, о населении и его традициях.
ции

35.

Ирак(Республика
Ирак)

36.

Иран (Исламская
Республика Иран)

37.

Афганистан (Ис1ч
ламская Республика
Афганистан)

1ч

деленные учителем

Показывают на политической
Продолжение формирования
карте Иран и его столицу,
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной Азии. используя помощь учителя.
Закрепление знаний школьников о Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям расвлиянии природных условий на
сказывают, чем занимаются
занятия населения. Работа над
жители государства
совершенствованием навыков
показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной
картой

Показывают на политической
карте Иран и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

По иллюстрациям описывают
рельеф Афганистана. Отмечают на контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем

Показывают на политической
карте Афганистан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предло-

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной Азии.
Знакомство школьников с
географическим положением,
климатом, природными условия-

22

женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

ми, хозяйством, населением Афганистана
Южная Азия - 2 часа
38.

Индия (Республика 1ч
Индия)

39.

Индия (Республика
Индия)

Формирование представлений
Показывают Индию на карте, с Показывают на политической
обучающихся об Индии как самом помощью учителя. Составляют карте Индию и ее столицу.
крупном государстве Южной Азии. рассказ о Тадж-Махале,
Определяют по физической карте
Знакомство школьников с
используя
предложенные формы поверхности. Отмечают в
географическим положением,
учителем предложения
контурной карте географические
климатом, природными условиями,
объекты, предложенные
населением и хозяйством Индии
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
Индии
Формирование представлений
Показывают Индию на карте, с Показывают на политической
1ч. обучающихся об Индии как самом помощью учителя. Составляют карте Индию и ее столицу.
крупном государстве Южной Азии. рассказ о Тадж-Махале,
Определяют по физической карте
Знакомство школьников с
используя
предложенные формы поверхности. Отмечают в
географическим положением,
учителем предложения
контурной карте географические
климатом, природными условиями,
объекты, предложенные
населением и хозяйством Индии
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
Индии

Восточная Азия — 5 часов
40.

Китай (Китайская
Народная Республика)

1ч Формирование представлений
На карте показывают Китай,
обучающихся о государствах Во- называют соседей страны с
сточной Азии. Знакомство с самым помощью учителя. В тетрадь
крупным государством Возаписывают отрасли про-

23

Показывают на политической
карте Китай и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. От-

41.

Китай (Китайская
Народная Республика)

1ч
.

42.

Монголия

1ч

мышленности и сельского
сточной Азии - Китаем: географическое положение, рельеф, реки, хозяйства этой страны, опираясь на текст учебника
климат. Разнообразие растительного и животного мира
Китая. Знакомство с Китаем как с
крупным индустриальноаграрным
государством с многочисленным
населением
Формирование представлений
На карте показывают Китай,
обучающихся о государствах Во- называют соседей страны с
сточной Азии. Знакомство с самым помощью учителя. В тетрадь
крупным государством Восточной записывают отрасли проАзии - Китаем: географическое
мышленности и сельского
положение, рельеф, реки, климат. хозяйства этой страны, опиРазнообразие растительного и
раясь на текст учебника
животного мира Китая. Знакомство
с Китаем, как с крупным
индустриальноаграрным
государством с многочисленным
населением
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах Во- карте Монголию и ее столицу,
сточной Азии. Знакомство
используя помощь учителя.
школьников с географическим
Отмечают их в контурной
положением, рельефом, климатом, карте. По иллюстрациям расприродными условиями, хосказывают, чем занимаются
зяйством и населением Монголии жители государства

24

мечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют
рассказ о достопримечательностях Китая
Показывают на политической
карте Китай и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
достопримечательностях Китая

Показывают на политической
карте Монголию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

43.

Корея (Корейская
НародноДемократическая
Республика и
Республика Корея)

1ч Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Азии. Сравнение характеристик географического положения, хозяйства КНДР и Республики Корея

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной
деятельно
сти населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран
Показывают на политической
карте Японию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
Токио

1ч Формирование представлений
Показывают Японию на фиобучающихся о государствах Во- зической карте, используя
помощь учителя. Составляют
сточной Азии. Знакомство
предложения со словами
школьников с особенностями
географического положения, ре- «землетрясение» и «тайфун».
Отмечают на контурной карте
льефа, климата Японии. Формирование представлений о Японии, столицу Японии и крупные
города, выделенные учителем
как высокоразвитой индустриальной стране. Работа над
совершенствованием навыков
показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной
картой
Юго-Восточная Азия - 3 часа
45. Таиланд (Коро1ч Формирование представлений
На карте показывают Азию. По Показывают на карте изучаемые
левство Таиланд).
обучающихся о государствах Юго- иллюстрациям рассказывают, государства, их столицы, отмеВьетнам (СоциаВосточной Азии. Формирование какие формы рельефа
чают на контурной карте.
листическая Рессистемы знаний обучающихся об преобладают в Азии. НазыОпределяют по физической карте
публика Вьетнам).
основных особенностях ГП
вают изучаемые государства и формы поверхности. Расизучаемых стран. Раскрытие
их столицы. Отмечают в
сказывают о главных особенноглавных особенностей природы,
контурной карте, используя
стях природы, экономики и хо44.

Япония

Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

25

экономики, населения и хозяйственной деятельности

46.

Индонезия (Рес1ч
публика Индонезия) .
(по выбору учителя
или другие
государства)

47.

Обобщающий
урок«Государства
Азии»

1ч

Формирование представлений
обучающихся о государствах ЮгоВосточной Азии. Формирование
системы знаний обучающихся об
основных особенностях ГП
изучаемых стран. Раскрытие
главных особенностей природы,
экономики, населения и хозяйственной деятельности
Повторение, обобщение и систематизирование знаний обучающихся об изученных государствах
Азии. Сравнение государств Азии
по размерам, природным условиям
и национальным особенностям.
Продолжение формирования
навыков показа изученных
государств на географических
картах, навыков составления
рассказов об одном из изученных
государств Азии по плану,
опорным словам и иллюстрациям

26

зяйственной деятельности
помощь учителя. Записывают в населения. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
тетрадь отрасли сельского
хозяйства и промышленности, одной из стран
опираясь на текст учебника и
используя помощь учителя
Показывают на карте страну, Показывают на политической
столицу и крупные города,
карте страну и ее столицу.
используя помощь учителя.
Определяют по физической карте
Отмечают их в контурной
формы поверхности. Отмечают в
карте. По иллюстрациям рас- контурной карте географические
сказывают, чем занимаются
объекты, предложенные
жители государства
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на карте госуПоказывают на карте государства
дарства Азии, заранее обоАзии. Дают краткую хазначенные учителем. Назырактеристику стран Азии с оповают по приложению к учеб- рой на карты и с помощью учинику характерные особенности теля
стран Азии с опорой на
предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Россия (повторение) - 6 часов
48.

Границы России

1ч.

49.

Россия (Российская 1ч.
Федерация) .
крупнейшее государство Евразии

Повторение и систематизирование Показывают сухопутные и
морские границы нашей
знаний обучающихся о географическом положении России, страны, используя помощь
морских и сухопутных границах учителя. Называют, заранее
государства. Совершенствование выделенные учителем, понавыков самостоятельной работы с граничные государства
географическими картами при
составлении описаний географических объектов
Повторение и обобщение знаний Называют и показывают на
обучающихся о рельефе, водоемах, настенной карте равнины,
особенностях природы, полезных которые находятся на терриископаемых, экономике, населении тории России (с помощью
страны. Совершенствование
учителя). Называют (заранее
навыков показа географических
выделенные учителем) и пообъектов на карте, навыков работы казывают крупные реки и
с контурной картой
отмечают их на контурной
карте. Называют некоторые
народы, проживающие на
территории России (до 4
названий). Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной
карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России

27

Показывают сухопутные и морские границы России на политической и физической картах,
обозначают ее на контурной
карте. Называют моря, по которым проходит государственная
граница. Определяют по политической карте государства,
граничащие с Россией
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории
России. Называют горы России,
показывают на физической карте
России. Перечисляют полезные
ископаемые, которые добываю на
территории России. Называют и
показывают на настенной карте
крупнейшие месторождения
нефти и газа. Наносят на
контурную карту географические
объекты, выделенные в тексте
жирным шрифтом. Называют и
показывают на карте реки и озера
России, указанные в учебнике.
Рассказывают об использовании
водных ресурсов по плану. Перечисляют названия народов России
(с опорой на таблицу). Показывают на карте места рассе-

50.

Административное
деление Рос
сии

51.

Столица и крупные
города России

52.

Обобщающий урок
по теме «Россия»

ления отдельных народов (с
опорой
на
политико
административную карту)
1ч Повторение знаний об админиПоказывают
крупнейшие Перечисляют субъекты федекрая,
области,
республики
рации. Называют крупнейшие
стративном делении РФ. Умение
страны, заранее выделенные края, области, республики страны
найти и прочитать на админии показывают их на карте. Дают
стративной карте некоторые (из 85) учителем. Рассказывают о
краткую характеристику
субъекты Российской Федерации: столице нашей Родины по
предложенным
учителем
географического положения
края, республики, автономные
предложениям
столицы и крупнейших городов.
округа или области. Продолжение
Подписывают названия городов,
формирования навыков работы
краев, республик на контурной
обучающихся с адаптированными
карте
картами в учебнике географии и
его приложении
1ч Формирование представлений
обучающихся о Российской Федерации. Повторение и обобщение
знаний школьников о столице
России и крупных городах страны.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы при
выполнении упражнений в тетради
на печатной основе
1ч Обобщение знаний о родной
стране. Совершенствование
навыков самостоятельной работы
обучающихся в парах, группах при
выполнении различных заданий

28

Показывают столицу и крупные города на настенной карте
с помощью учителя.
Рассказывают о столице и
городах нашей Родины по
предложенным
учителем
предложениям

Показывают столицу и крупные
города на настенной карте. Дают
краткую характеристику
крупнейших городов по предложенным учителем предложениям. Подписывают названия
городов, краев, республик на
контурной карте

Показывают на карте Россию. Дают краткую характеристику
На контурной карте отмечают России
границу России и крупнейшие
города с помощью учителя.
Называют, с опорой на карту приложение к учебнику,
характерные

53.

Обобщающий урок 1ч
по курсу:
.
«География материков и океанов»

Свой край - 15 часов
54. История возникновения нашего
края.

1ч

особенности природных зон
России
Показывают материки и океСистематизирование и обобщение аны на настенной карте с посформированных представлений и мощью учителя. Подписывают
названия материков и океанов
понятий по всему разделу
«География материков и океанов». в контурной карте
Проверка знаний обучающихся
названий материков и частей света,
океанов, знания наиболее крупных
государств на каждом из
материков и географических
особенностях этих стран
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
своем крае. Знакомство с основными историческими событиями,
происходящими в изучаемой
местности.
Формирование представлений о
специфике, уникальности, неповторимости своего края, необходимости правильного взаимодействия человека и окружающей
среды.
Формирование представлений
обучающихся о географическом
положении своего края на политической и физической карте
России

29

Составляют рассказ об истории возникновения своего
края, значимых исторических
событиях, используя краеведческие справочники, по
предложенным учителем
предложениям. Записывают
формы поверхности своего
края в тетрадь

Показывают на настенной карте
материки и океаны. По описанию
и иллюстрациям определяют, о
каком материке и океане идет
речь. Наносят названия материков
и океанов в контурной карте

Рассказывают об истории возникновения своего края, значимых исторических событиях,
используя краеведческие справочники. Показывают на политической и физической карте
России границы своего края.
Называют формы рельефа своего
края

55.

Г еографическое
положение. Границы. Рельеф.

.

56.

Климат. Предсказание погоды по
местным признакам. Народные
приметы.

57.

1ч
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера,
каналы. Водоснабжение питьевой
водой. Охрана
водоемов

1ч Повторение и закрепление знаний Показывают на настенной
карте свой край с помощью
обучающихся о географическом
учителя. Составляют рассказ о
положении своего края на
политической и физической карте поверхности с помощью
опорных слов и предложений
России. Совершенствование
навыков самостоятельной работы с
настенной картой. Закрепление
знаний обучающихся о поверхности своего края
1ч Закрепление знаний обучающихся
об особенностях климатических
условий своего края.
Формирование умений пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного
получения необходимой информации

Дают характеристику географического положения своего края
с помощью учителя. Отмечают на
контурной карте. Составляют
рассказ о рельефе своей
местности по предложенному
учителем плану

Записывают в тетрадь народ- Рассказывают о климатических
ные приметы. Называют
условиях своего края. Записыместные признаки природы, по вают в тетрадь народные прикоторым можно предсказать меты. Называют местные припогоду, используя помощь
знаки природы, по которым
учителя. Зарисовывают в
можно предсказать погоду. Пететради условные знаки
речисляют полезные ископаемые
полезных ископаемых и под- своего края, записывают в
писывают их названия
тетрадь и зарисовывают условные
знаки
По геологической карте опреПовторение и закрепление знаний По условным знакам, предложенных
учителем,
называют
деляют полезные ископаемые
обучающихся о почвах и полезных
полезные
ископаемые
своего
своего края. Рассказывают об их
ископаемых своего края.
края. Составляют рассказ о
использовании. По плану
Систематизация знаний об исводных
ресурсах
по
опорным
составляют рассказ о водоемах
пользовании полезных ископаесловосочетаниям и
своего края. Обсуждают возмых.
предложениям
можности хозяйственного исФормирование навыков бережного
пользования и охране водоемов
отношения и рационального
использования природных богатств. Повторение и обобщение
сведений о водоемах своей
местности, использование и

охрана воды
30

58.

Растительный мир.
Красная книга.
Охрана растительного мира

1ч Формирование представлений
обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство с
уникальными особенностями
растительного мира. Повторение и
обобщение знаний о типичных
представителях растительного
мира своего края. Знакомство
обучающихся с экологическими
проблемами своего края

По рисункам называют растения своего края. Знакомятся
с растениями, занесенными в
Красную книгу. Зарисовывают
в тетрадь одно растение,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя

Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их
используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную
книгу. Составляют рассказ о
вреде природе, наносимом
браконьерами. Рассказывают о
заповедниках, заказниках и
национальных парках своего края

59.

Растительный мир.
Красная книга.
Охрана растительного мира

1ч Формирование представлений
обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство с
уникальными особенностями
растительного мира. Повторение и
обобщение знаний о типичных
представителях растительного
мира своего края. Знакомство
обучающихся с экологическими
проблемами своего края

По рисункам называют растения своего края. Знакомятся
с растениями, занесенными в
Красную книгу. Зарисовывают
в тетрадь одно растение,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя

Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их
используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную
книгу. Составляют рассказ о
вреде природе, наносимом
браконьерами. Рассказывают о
заповедниках, заказниках и
национальных парках своего края

60.

Животный мир
нашей местности.
(Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные,
птицы, рыбы,
земноводные,

1ч Знакомство с уникальными осоПо рисункам называют жибенностями животного мира своего вотных своего края. Знакомятся с животными, занесенкрая. Повторение и обобщение
знаний о типичных представителях ными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно
животного мира. Знакомство с
животное, составляют о нем
экологическими проблемами
рассказ, используя помощь
своего края и путями их решения. учителя
Формирование навыков

31

Перечисляют животных своего
края. Знакомятся с животными,
занесенными в Красную книгу.
Составляют рассказ о вреде
природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края

61.

62.

насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами.
Красная книга.
Охрана животных.
Помощь зимующим
птицам.
Заповедники, заказники
1ч
Животный мир
нашей местности.
(Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные,
птицы, рыбы,
земноводные,
насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами.
Красная книга.
Охрана животных.
Помощь зимующим
птицам.
Заповедники, заказники
Население нашего 1ч
края (области).
Национальный
состав. Обычаи,
традиции, костюмы,
фольклорные

рационального использования
природных богатств своего края

По рисункам называют жиЗнакомство с уникальными особенностями животного мира своего вотных своего края. Знакомятся с животными, занесенкрая. Повторение и обобщение
знаний о типичных представителях ными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно
животного мира. Знакомство с
животное, составляют о нем
экологическими проблемами
рассказ, используя помощь
своего края и путями их решения.
учителя
Формирование навыков
рационального использования
природных богатств своего края

Перечисляют животных своего
края. Знакомятся с животными,
занесенными в Красную книгу.
Составляют рассказ о вреде
природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края

Знакомятся с уникальными
Систематизация знаний обучаэтническими особенностями
ющихся о населении своего края, населения. Записывают в
его основных занятиях.
тетрадь народы, которые
Знакомство с уникальными этни- проживают на территории
ческими особенностями населения. края. По иллюстрациям рас-

Знакомятся с уникальными этническими особенностями
населения. Перечисляют народы,
которые проживают на территории своего края. Составляют
рассказ о культуре, тради-

32

песни и танцы,
национальная
кухня.

63.

Промышленность.
Ближайшие
промышленные
предприятия, где
могут работать
выпускники школы

1ч

64.

65.

66.

1ч

Сельское хозяйство
(специализация:
растениеводство,
животноводство,
бахчеводство.)
Транспорт
(наземный, железнодорожный,
авиационный,
речной)
Архитектурноисторические и
культурные памятники нашего
края

1ч

1ч

Содействие социальной адаптации сказывают, чем занимается
циях, национальной кухне.
обучающихся к жизни в своем крае население своего края. СоНазывают отрасли промышставляют рассказ о культуре, ленности своего края и продуктрадициях своего края по
цию, которую они выпускают.
предложенным учителем
Рассказывают об отраслях
предложениям
сельского хозяйства
Называют отрасли тяжелой и Называют основные отрасли
Обобщение сведений обучаюпромышленности своего края (с
щихся о промышленности своего легкой промышленности
своего края с опорой на илпомощью учителя). Называют
края и ее основных отраслях.
люстративный
материал
предприятия города, в которых
Раскрытие особенностей взаимосхемы, рисунки. Называют, с могут работать выпускники
действия человека и природы
помощью учителя, предприяФормирование знаний об экотия города, в которых могут
номическом росте своего края.
работать выпускники
Помощь в выборе дальнейшей
профессии
Называют отраслевой состав Называют основные отрасли
Обобщение сведений обучаюрастениеводства(полеводство, сельского хозяйства своего края
(с помощью учителя)
щихся о сельском хозяйстве своего садоводство) и животкрая и его основных отраслях.
новодства (скотоводство,
Помощь в выборе дальнейшей
птицеводство) своего края с
профессии
помощью учителя
Называют, какие виды транспорта
По иллюстрациям перечисляют виды транспорта своего развиты в своем крае
Обобщение сведений обучаюкрая
щихся о транспорте, грузовых и
пассажирских перевозках. Содействие социальной адаптации
обучающихся к жизни в своем крае
Формирование осознанного отСоставляют рассказ о досто- Знакомятся с архитектурноношения к памятникам истории и примечательностях своего края историческими и культурными
культуры, окружающей среде.
с опорой на предложения и
памятниками, создающими неЗакрепление знаний обучающихся иллюстративный материал,
повторимый облик края, исо достопримечательностях
предложенный учитепользуя краеведческие спра-

33

67.

Наш город (поселок, деревня)

68.

Обобщающий урок. 1ч
Моя малая Родина

1ч

лем
своего края.
Знакомство обучающихся с историческими архитектурными
памятниками и памятниками
культуры, создающими неповторимый облик края.
Формирование умения пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного
получения необходимой информации
Составляют рассказ о своем
Обобщение сведений об округороде, по предложенным
жающем школьников мире. Соучителем предложениям. Завершенствование навыков взаиписывают предприятия, на
модействия обучающихся с
окружающими (одноклассниками, которых могут работать выродными и близкими, соседями и т. пускники образовательного
учреждения. Выполняют
и.).
Формирование общечеловеческих контрольное тестирование,
используя помощь учителя
ценностей: любовь к Отечеству,
родной земле, людям, труду
Составляют рассказ о своем
Обобщение сведений о геогракрае по плану, предложенному
фическом положении, истории,
учителем с опорой на
климате, природных условиях,
хозяйстве, населении своего края. предложения и иллюстративный материал
Совершенствование навыков
самостоятельной работы
обучающихся в парах, группах при
выполнении различных заданий

34

вочники. Составляют рассказ о
достопримечательностях своего
края

Составляют рассказ о своем городе. Перечисляют предприятия
своего города. Называют
достопримечательности. Выполняют контрольное тестирование по всему курсу «География»

Составляют рассказ о городе, в
котором проживают, по плану,
предложенному учителем


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».